Пиренеи. День 2: Пиренейский изумруд; в гости к аббатиссам; колыбель Каталонии

кнопка бронирования отелей

Бронировать отель в Рибес

По мере удаления от берега Пиренейские вершины приобретают все более резкие очертания. В Рипольесе вырастает мощный горный массив, вздымающийся почти до 3000 м. Его главная вершина – Пуйжмал (Puigmal), что в переводе означает «Плохая или Недобрая Гора». В этом горном районе находятся верховья реки Тер, разделенные двумя долинами: Кампродон (Camprodon) и Рибес (Ribes). Первая половина дня посвящена знакомству с долиной Кампродона и наиболее интересными местами, расположенными в ее окрестностях.

Кампродон – Бегет — Мольо – Сеткасес — Кампродон (утро).

карта день 2

68 км. Общее время в пути ок. 1ч.40мин, в том числе: до Бегета – 24 мин. до Мольо – 30 мин., до Сеткасес – 27 мин. Бензин – ок. 8 Евро

КАМПРОДÓН (Camprodón) – родина знаменитого испанского композитора Исаака Альбениса, находится на высоте 950 м над уровнем моря, на пересечении рек Тер и Риторт, в центре одноименной долины, которую с давних пор называют «Пиренейским Изумрудом» за поразительное разнообразие оттенков зеленого, которыми столь богат пейзаж вокруг Кампродона.
Со времен Средневековья в центре Кампродона возвышается церковь бенедиктинского монастыря, основанного в X в. графом Гифре де Бесалу. Это храм Сант Пере (XII в.) — строгое сооружение с квадратными абсидами и восьмигранным куполом, из которого вырастает четырехугольная двухэтажная колокольня. Другой городской храм — приходская церковь Санта Мария, сохранила готический стиль XIV в. Здесь находятся: скульптура «Оплакивание» XVIII в., реликварий с мощами Сант Патльяри, постоянная экспозиция литургических предметов XV-XX вв. из разных приходов долины Кампродона и некоторые капители из монастыря Сант Пере де Кампродон.
Фасад местной мэрии или Каса де ла Вила (Casa de la Vila) считается выдающимся произведением светской каталонской готики. Копия здания «экспонируется» в «Побле Эспаньол» (Poble Espanyol) — оригинальном музее «архитектуры и народных традиций» в Барселоне. Массивный каменный Новый Мост (Понт Ноу), своеобразная «диадема Кампродона», возвышается над рекой Тер. Он был возведен еще в XII в., но в XIV в. подвергся значительной реконструкции. К мосту пристроен Портал Серданьи, соединявшийся с крепостной стеной, которая в прошлом окружала город.
КампродонВ конце XIX в. богатые обитатели Барселоны превратили Кампродон в модный центр летнего отдыха. Самые примечательные здания XIX в. — начала XX в. можно увидеть на проспектах Маристани (Passeig de Maristany) и Фонт Нова (Passeig de la Font Nova), где средневековые дворцы чередуются с виллами, построенными в стиле модерн. Среди них выделяется дворец Вора эль Тер, к которому пристроены подлинные капелла и романский клуатр, специально перевезенные из монастыря Сан Эстéбан де Гормáс (провинция Сориа, Кастилия-и-Леон).
Главная торговая улица города, Каррер Валенсиа (Carrer València), пленяет пестрой мозаикой магазинов. В конце улицы Альбениса (Carrer Isaac Albèniz), перед магазином Кал Щек (Cal Xec), где продаются знаменитые на всю Каталонию деликатесные домашние колбасы, частенько выстраиваются длиннющие очереди. В городе есть два музея – Исаака Альбениса и Музей Автоматов, где представлены старинные механические игрушки.
Туристическая информация Кампродон:
• Oficina de Turisme de la Vall de Camprodón (i) – Carretera Comarcal, 151, km. 23,5; тел. (972) 74-09-36.
• Oficina de Turisme de Camprodón (i) – Plaça d´Espanya, 1, тел. (972) 74-00-10/74-01-04.
• Sant Pere de Camprodón, тел. (972) 74-01-24: храм открыт для посещения летом; в другое время года – по предварительной договоренности.
• Музей Автоматов (Museu d´Autòmats/ Carrer del Mur, 1), тел. (972) 13-04-72. Расписание работы: 10.30-14.00/16.00-18.00.
• Музей Исаака Альбениса (Museu Isaac Albéniz/ Carrer Sant Roc, 22), тел. (972) 74-11-66. Открыт ежедневно, кроме вторника: 11.00-14.00/16.00-19.00.
• Ajuntament (i) — тел. (972) 74-00-05.
Рестораны Кампродон :
• Núria (Plaça de Espanya, 11): truita de riu (речная форель), embotits (колбасы), plats de caça (блюда из дичи).
• Restaurant del hostal Els Avets (Carretera de Molló, 3).
• Restaurant del hotel Maristany (Passeig de Maristany,20).
• La Muralla (Carrer Catalunya, 13).
• Restaurant del hostal La Placeta (Plaça del Carme, 9).
• Bac de Sant Pere (Carrer Bac de Sant Pere, 1).


Выезжаем из Кампродона в направлении на Францию, а затем поворачиваем на Бегет. Одно из самых очаровательных селений Каталонии прячется в долине реки Риторт.

** БЕГЕТ – находится в самом конце тихой горной долины, по которой несет свои воды маленькая стремительная речушка Труль (Trull). Узкие, замощенные булыжником улочки окружают живописные дома из камня с изящными деревянными балконами. Необычные фасады украшены изображениями забавных животных, вылепленных из штукатурки. По стенам бродят коты, летают голуби, сидят задумчивые совы и их собратья.
БегетЦерковь, построена в X-XII вв. и представляет собой настоящую жемчужину романской архитектуры. Полукруглая апсида храма украшена ломбардскими арками, рядом с которой высится стройная 4-этажная колокольня. Внутри церкви хранится скульптура XII в., известная под именем «Махестат де Бегет» (Majestad de Beget). Этот знаменитый образ Христа отличают слегка удлиненные пропорции, но в целом Иисус изображен вполне реалистично.
После небольшой прогулки по гостеприимному селению можно отправляться дальше, чтобы на обратном пути остановиться в симпатичном горном селении Рокабруна (Rocabruna). «Кан По» (Carretera de Beget): один из лучших ресторанов округа, специализирующийся на приготовлении старинных традиционных блюд Рипольеса; здесь обычно заранее заказывают места по тел. (972) 74-10-45. От церкви Рокабруны открывается красивый панорамный вид на одинокую горную долину, окружающую селение.


На перекрестке с дорогой С-38 поворачиваем направо, на Мольо.

МОЛЬО (Molló) – находится на высоте 1150 м. На вершине стоит романская церковь с симпатичной башней колокольни (XII в.). От нее открывается замечательная панорама гор лежащих под строгим небом. Селение окружают обширные дубравы. Их окраска подстать цвету неба — неяркая, приглушенная.
Из Мольо возвращаемся в Кампродон (Camprodon), откуда по местной дороге, идущей вдоль берега реки Тер, направляемся к Сеткасес (Setcases) – небольшому туристическому селению, которое служит «воротами» в очень красивую зону Пиренеев, над которой господствуют вершины Бастиментс (2874 м) и Костабона (2464 м). Они нависают над ледниковым цирком Ульдетер (Ulldeter), откуда берет свое начало река Тер. В этом районе находится горнолыжная станция Вальтер 2000 (Vallter 2000), с высотами 2000 и 2500 м. В ясные дни отсюда можно увидеть средиземноморское побережье — залив Росес и мыс Кап де Креус.


От Сеткасес возвращаемся через Кампродон на дорогу С 151 и едем по направлению на Сант Жоан-де-лес-Абадессес (Sant Joan de les Abadesses), что означает — Святой Иоанн Аббатис.


Кампродон – Сант Жоан-де-лес-Абадессес – Риполль – Рибес-де-Фресер.

карта день 2

38 км. Общее время в пути: 41мин, а именно: 15 мин. до Сант Жоан-де-лес-Абадессес, 11 мин. до Риполля, еще 15 до Рибеса. Бензин – 3,83

САНТ ЖОАН-де-лес-АБАДЕССЕС или «городок аббатис» в долине Сант Жоан, второй по величине населенный пункт в округе Рипольес. Он расположен на высоте 775 м, по обеим берегам реки Тер, которые соединены изящным «средневековым» стрельчатым мостом. «Селение аббатис» возникло вокруг женского монастыря Сант Жоан, история которого полна загадок. Его основали в 885-887 гг. граф Барселонский, Гифрé Волосатый, и его супруга Гинедéлль. Их дочь, Эмма, стала первой настоятельницей обители, а вскоре «жилище аббатис» превратилось в самый влиятельный женский монастырь графства. И, вдруг, в 1017 г., по инициативе Берната Тальяферро, графа Бесалу, монахини были изгнаны, а обитель и ее многочисленные владения переданы одной из конгрегаций каноников. Если верить местным легендам, то причину превращения женского монастыря в мужской надо искать в плотской любви, которой служительницы Господа предавались чаще, чем молитвам.
От августинских преемников легендарных аббатис сохранилась романская церковь XII в. Ее отличает весьма редкая для Каталонии структура — пять апсид и три нефа. На алтаре храма, в окружении романских «слепых» аркад с сюжетными капителями колонн, предстает необычайно экспрессивная скульптурная композиция «Снятие с Креста» (Davallament / Santíssim Misteri) 1251 г. – один из шедевров романского периода в Испании и предмет особого почитания местных жителей. В готическом стиле выполнены три произведения из алебастра: алтарь Белой Девы — Санта Мария ла Бланка (1343), алтарь Сант Агусти и надгробие блаженного Мирó (1345). Маленькая Капелла Печалей (Капелья дельс Долорс) относится к Эпохе Барокко. Между тем, находящаяся в ней скульптурная композиция Оплакивания, создана в XX в. Жозепом Виладоматом. Крытые галереи внутреннего двора обнесены стрельчатыми аркадами с тонкими колоннами в стиле каталонской готики XV в. — простой и элегантной, лишенной изобильных скульптурных украшений других эпох. В стену одной из галерей встроена аркада с загадочными капителями из «клаустро времен аббатис».

Снятие с креста. Сант Жаон-де-лес-Абадессес

«Снятие с креста» Алтарная композиция романского периода

Музей Монастыря Сант Жоан-де-лес-Абадессес обладает небольшой, но очень любопытной экспозицией, где представлены: иконы, изысканные ткани, ювелирные изделия, литургические чаши и одеяния, крест из горного хрусталя и своеобразные скульптуры XI-XV вв.
Рядом с монастырем, во Дворце Аббата XIV-XV вв. с маленьким уютным клуатром, обрамленным массивными аркадами XV в., располагаются помещения городского Туристического Бюро и залы, где организуются временные выставки.
Возле Главной Площади, по традиции, окруженной аркадами портиков и торговыми улицами, можно увидеть куски крепостных стен. Ориентироваться в Сант Жоан-де-лес-Абадессес достаточно просто, поскольку его исторический центр построен по «образу и подобию лагеря легионеров», который отличается прямыми, пересекающимися под углом 90 градусов, улицами.
Туристическая информация Сант Жоан де лес Абадессес:
• Oficina de Turisme (i) – Plaça de l´Abadia, 9, тел.: (972) 72-05-99.
• Ajuntament (i) – Plaça Major, 3, тел.: (972) 72-01-00.
• Музей Монастыря Сант Жоан-де-лес-Абадессес (Museu del Monestir de Sant Joan de les Abadesses) Адрес: Plaça de l´Abadia), тел.: (972) 72-00-13. Время работы:
01.11- 01.02: понедельник-пятница: 10.00-14.00; суббота-воскресенье: 10.00-14.00/16.00-18.00; 01.07-31.08: 10.00-19.00; 15.09-31.10: 10.00-13.30/15.30-18.00; остальное время года: 10.00-14.00/16.00-18.00.
Рестораны Sant Joan de les Abadesses:
• Casa Rudes (Carrer Major, 10).
• Brassería Gil (Carrer Major, 6).
• La Rambla (Passeig Comte Guifré, 1).
• La Teulería (Carretera de Camprodón / C-38, km. 15,6).


Практически сразу же после выезда из Сант Жоан де лес Абадессес дорога приводит в долину Рибес (Vall de Ribes), а затем и в колыбель Каталонии – город Риполь.

РИПОЛЬ (Ripoll) – находится в Нижнем Рипольéсе, недалеко от крутых склонов Священной Горы Могрони – «Колыбели Каталонской Реконкисты». Город построен вокруг бенедиктинского Монастыря Санта Мария, главного духовного центра Старой Каталонии. В церкви этого святилища находились останки Гифрé Волосатого (Guifré el Pelós), основателя династии графов Барселонских, правителей Каталонии. Об этом факте напоминает скромный саркофаг, вмонтированный в одну из стен храма в 1982 г.
При всей своей древней и славной истории, современный Риполль – очень живой, контрастный и динамичный торгово-промышленный центр, где преобладают здания XX в. От средневекового ансамбля, разрушенного землетрясением, остались только величественные сооружения монастыря Санта Мария и прилегающей к нему церкви Сант Пере. Улицы вокруг обители застроены зданиями XVI-XVIII вв., среди которых достаточно много изящных творений модернистов конца XIX в.- начала XX в. Этим он сильно отличается от других пиренейских городов.
Санта Мария Риполь*** Монастырь Санта Мария де Риполль — главная достопримечательность города и самый значительный романский ансамбль Каталонии. Так называемый «первый романский стиль» XI в., строгий и даже аскетичный, запечатлен в характерных прямоугольных колокольнях, выступах «ломбардских лент» и «слепых аркад», украшающих башни и апсиды, а также округлых линиях арок и сводов интерьера. «Второй романский стиль» XII-XIII вв., для которого свойственно появление разнообразных декоративных элементов, проявляется в скульптурных композициях удивительного фасада церкви и капителей внутреннего двора (клуатра/клаустро — исп.).
К сожалению, варварские погромы XVII-XVIII вв. и гражданские войн XIX-XX вв. нанесли монастырю значительный урон. Сохранились только скульптурные композиции основного портала XII в. и два яруса галерей клаустро XII-XVI вв.
Главный портал церкви, в форме аллегорической Триумфальной Арки Христианской Веры, признан одним из шедевров романской скульптуры Европы. В семи символических главах скульптурного эпоса воспроизведены фрагменты миниатюр знаменитых риполльских Библий. «Читать» эту повесть в камне о Сотворении Мира и пути человечества до Страшного Суда — надо снизу вверх. На архивольтах изображены сюжеты из каталонской жизни времен сооружения портала.
По сравнению с фасадом интерьер церкви аскетичен и и даже суров. В 1886-93 гг. здание было реконструировано по проекту Элиаса Рожента. В результате все внутреннее пространство храма разделено на пять нефов, пересеченных трансептом с необычными семью апсидами, две из которых возведены в соответствии с замыслом аббата Олиба.
В июле-августе в монастыре проводится Риполльский Международный Музыкальный Фестиваль, идея которого принадлежит всемирно известной каталонской певице Монтсеррат Кабалье. Почти каждый год она дает здесь благотворительные концерты.
Храм Сант Пере де Риполль находится слева от Монастыря Санта Мария. Сант Пере – бывшая приходская церковь, построенная в романском стиле XI-XII вв. Храм был расширен в XVII в. и реконструирован во время экономического процветания Риполля в XVIII-XIX вв. Сейчас здесь располагается Этнографический Музей. В коллекции представлены оригинальные изделия местных кузнецов, керамика, стекло, мебель и костюмы Рипольеса. Обратите внимание на экспозицию традиционных каталонских головных уборов, которые называются «барретúна» и своей формой напоминают фригийский колпак.
Символ современного Риполля — визуально удивительно легкий, словно парящий, светлый мост Калатрава (Pont d´en Calatrava), переброшен через реку Тер. Он был возведен согласно замыслу знаменитого архитектора XX в. Сантьяго Калатрава и соединяет железнодорожный вокзал с Ботаническим Садом (12000 кв.м.), где представлено все разнообразие растительного мира предгорий Пиренеев.
Туристическая информация Риполль:
• Consell Comarcal de Ripollès (i) – Carrer Progrés, 22, тел.: (972) 70-32-11.
• Oficina de Turisme (i) – Plaça de l´Abat Oliba, s/n, тел.: (972) 70-23-51.
• Время работы монастыря Santa Maria de Ripoll: ежедневно, 09.00-13.00/15.00-20.00.
• Этнографический Музей (Museu Etnogràfic/Plaça de l´Abat Oliba, s/n), тел.: (972) 70-31-44.
Рестораны в Риполле:
• &&Reccápolis (Carretera de Sant Joan, 68): ресторан с садами и террасой над рекой Тер.
• El Racó del Francés (Pla S´Ordina,11): качественная французская кухня.
• Grill El Gall (Carretera C-17 Barcelona-Puigcerdà, km.109): carnes a la brasa, xai de Ripollès, tarta de la casa (собственная выпечка).
• La Piazzeta (Plaça Nova, 11).
• Perla (Plaça Gran, 4).
• El Triangle (Carrer Macià Bonaplata, 5).


От Риполля следуем по N-152 на север до городка Рибес-де-Фресер (Ribes de Freser), где запланирована остановка на ночлег.

Рибес-де-Фресер

Горы вокруг Рибес-де-Фресер

РИБЕС-де-ФРЕСЕР (Ribes de Freser) – оживленное селение, где сохранились очень типичные уголки. Но больше всего Рибес известен минеральными водами, которыми его снабжают три реки. В центре городка они соединяются в единый поток. Многочисленные источники выходят на поверхность вокруг рек Фресер, Ригард и Сегадель. Лесная тропа, начинающаяся в южной части селения ведет на гору Тага (2000 м), откуда открываются красивые панорамные виды на окрестности. А еще из Рибеса отправляется кремальера (поезд на зубчатой тяге) ко второму по значению святому месту Каталонии — в долину Нурия. На машине туда не добраться.

ЕДЕМ ДАЛЬШЕ…   button_day_3_1