Леон программа на 2-3 дня

Конец недели в Леоне, столице Старинного Королевства.

Текст и фотографии: Луис Д. Мартинес Áльварес

Льва на серебряном фоне я созерцаю,
сильного, пурпурного, триумфального,
символ города, где двадцать святых обитали,
где находится храм уникальный,
Королевский и Сакральный.

Было там двадцать четыре коронованных властителя,
Свой свод законов появился прежде, чем в Кастилии;
Его привилегии конец междуусобным войнам положили;
А также сто девиц освободили
от позорных адских мук, что им грозили.

Кинтильи (пятистишия)
“Анонимные хвалебные гимны, посвященные Городу Леону”

В этом году Леон празднично отмечает 1100 лет с той поры, когда король Гарсиа I, примерно в 910 году, перевел столицу своего государства в наш город и создал Королевство Леон. Дело в том, что мы, леонцы, очень трепетно относимся к своему Королевству и гордимся тем, что мы – леонцы.
Если ты не против, дорогой читатель, позволь мне предложить тебе вариант, как, в течение нескольких свободных дней в конце недели, можно лучше узнать мой город, о котором на одной странице сайта facebook удачно сказано: “Я не выбирал Леон в качестве своего места рождения, мне просто повезло”.

Когда путешественник прибывает в Леон, первое, что он видит, – дерзкий вызов, который бросает ему суровый и непреклонный Гусман Достойный (Guzmán el Bueno), со своего пьедестала сразу же указывающий рукой путь на вокзал тем, кому город не по вкусу. Леон – такой: он тебе нравится или не нравится; одно из двух – белое или черное; зимой – холодный, летом – прохладный.

Ты – перед городом, которому две тысячи лет. Раньше считалось, что его основателем был римский Седьмой Парный легион (196-406 гг.), отмеченный титулами Пиа и Феликс – Милосердный и Счастливый (Legio VII Gemina Pia Felix). Однако в результате недавних исследований выяснилось, что, возможно, Леон обязан своим появлением Шестому Победоносному Легиону (Legio VI Victrix) в 29 до н.э. В любом случае, римское происхождение города очевидно.

Кроме того, перед тобой – столица одного из самых древних Королевств Испании, а также уникальный город, который не только возложил имперскую корону на Альфонсо VII Императора, но и дал своё имя Леонской Империи. Леон  – колыбель первых в мире демократических кортесов – региональных сословно-представительных собраний, созванных в 1188 году и предоставивших леонцам права и привилегии, о которых все другие обитатели Пиринейского полуострова в то время даже не могли мечтать.

Посему, первое, что должен иметь в виду путешественник, прибывающий в наш город: Леон – это Леон, а не Кастилия; леонцы – не кастильцы и никогда не чувствуют себя таковыми. По этому поводу Устав Автономии Региона гласит, что “Кастилия-Леон (Кастилия-и-Леон) – это историческое и культурное сообщество, сформировавшееся на основе старинных королевств Леона и Кастилии”. Но если ты не хочешь встретиться с презрительным фырканьем, постарайся не называть леонцев кастильцами. Первый урок.


Несколько месяцев назад я сидел в кафетерии одного местного отеля и читал газету. Вошли два паломника, следующие по Пути Святого Иакова (Камино де Сантьяго), и спросили, какие достопримечательности стоит посмотреть в Леоне. Официант, столь же услужливый, как и вежливый, безапеляционно заявил, что, кроме Собора и Сан Исидоро, нет ничего, заслуживающего внимания. Как поразительно вздорное и самоуверенное невежество.

Предположим, что ты приезжаешь в Леон в пятницу, во второй половине дня. Сначала ты заходишь в гостиницу, чтобы оставить багаж. Затем начинается твое познавательное приключение. Вторая половина дня и вечер пятницы предназначаются для наслаждения спокойным и гостеприимным городом. И даже без проблем личной безопасности.

Первая прогулка – в центр, к слегка обветшавшему фонтану и часам на Площади Святого Доминика (ла Пласа де Санто Доминго / la Plaza de Santo Domingo), которая является одним из традиционных мест встречи леонцев. Однако, именно часы – главный знак сбора и контакта, свидетель любви и неприязни, дружеского общения, свиданий и расставаний. По сути, собственно часы – самый важный молчаливый очевидец тайной жизни обитателей Леона.
Рядом с часами возвышается Церковь Святого Марцелия (Iglesia de San Marcelo), – покровителя города. В этом храме находится примечательное распятие XVII в.-  Христос Семьи Бальдерас (el Cristo de los Balderas),произведение Грегорио Фернандеса.
С другой стороны церкви – Площадь Святого Марцелия (la Plaza de San Marcelo), более известная как “площадь голубей” (plaza de las palomas), освоенная пенсионерами, которые приходят сюда, чтобы провести день, греясь в солнечных лучах на фоне Дворца Ботинес по понедельникам, вторникам, средам и в другие дни недели. В период Пасхальной Недели тут собираются перед процессией парни с пальмовыми ветвями. Во время Праздника Тела Христова здесь толпятся мальчики и девочки в торжественных одеяниях для первого причастия.
Раньше на этой самой Площади Сан Марсело располагалась так называемая “ла Мескита де Бен-и-Меа” (la Mezquita de Ben-i-Mea), что означает “Мечеть Приди-и-Отлей”, – живописное старинное здание, которое использовалось как общественный туалет, предназначенный для справления малой нужды. После того, как  в 70-х годах прошлого века сие сооружение исчезло в связи с тем, что понадобилось место для строительства подземной автостоянки, площать стала холодной и суровой.
Также на Площади Сан Марсело сконцентрированы главные леонские учреждения: с одной стороны – Старая Городская Мэрия (el Viejo Ayuntamiento), где хранится превосходная коллекция живописи Королей Леона; с другой стороны – Правительство Провинции Леон (la Diputación Provincial de León), занимающее Дворец Семьи Гусман, или Дворец Гусманов (el Palacio de los Guzmanes), который возводился с 1560 г. по проекту Родриго Хиля де Онтаньона (Rodrigo Gil de Hontañón).
Рядом со Дворцом Гусманов возносится великолепное творение Гауди – Дом Ботинес (edificio de Botines), строительство которого началось в 1891 г. по заказу торговцев тканями. Теперь здесь располагается социально-культурный центр финансово-страховой компании Каха Эспанья (Caja España).


Я хочу рассказать тебе, что солнечным утром 24 апреля 1808 г., с призывом “Леонцы, родина в опасности, гоните предателей!”, город Леон первым в стране восстал против французских захватчиков, почти на неделю раньше, чем это сделал алькальд городка Мóстолес (Móstoles). Французская расправа, которая была ужасна, завершилась расстрелом леонских патриотов в переулке эль Корраль де Сан Гисан (el Corral de San Guisán).
Легенда гласит, что один леонец, пытаясь скрыться от преследования французского кирасира, молил провидение о защите. Тогда на помощь ему пришла сама Дева Мария, которая появилась на ступенях лестницы Главной Площади (la Plaza Mayor) у Дома Бенито (Casa Benito) и, похоже, так хорошо заступилась за нашего горожанина, что кирасир свалился с лестницы и свернул себе шею. А всё дело в том, что мы, леонцы, всегда были очень воинственными.


Далее следуем по широкой улице, поднимаясь по направлению к Собору. И перед нами появляется самая маленькая церковь Испании: Капелла Христа Победы ( la Capilla del Cristo de la Victoria), построенная на месте дома, где жил Сан Марсело (Святой Марцелий), покровитель нашего города, который погиб смертью мученика в Танжере. Храм такой крошечный, что помещается только скульптурное распятие Христа. Так получилось потому, что в 1885 г. архитектор Деметрио де лос Риос (Demetrio de los Ríos) уменьшил размеры прежнего святилища, чтобы освободить место для нынешней Широкой Улицы (Калье Анча / Calle Ancha). Посему мессу в День Святого Иоанна (одну из немногих литургических служб, которые тут проводятся) приходится устраивать на улице.

В первом переулке справа виднеется башня недавно отреставрированного Дворца Графов де Луна (el Palacio de los Condes de Luna), построенного еще одной знаменитой и старинной леонской династией – семьей де Луна. Постепенно, проходя мимо дворца по Улице Графа Луна (Calle del Conde de Luna), мы приближаемся к Влажному Кварталу (эль Баррио Умедо / el Barrio Húmedo). Если бы в начале XX века на этой улице ни построили продовольственные склады по приказу одного местного функционера, который любил капусту больше, чем памятники искусства, мы бы увидели монастырскую церковь ла Иглесиа Палат дель Рей (la Iglesia de Palat del Rey), основанную в X веке Королем Рамиро II, – один из самых древних леонских храмов, от которого осталась только одна капелла.

Двигаясь прямо и никуда не сворачивая, входим во “Влажный Квартал” . “Кто приехал в Леон и не попробовал вино, напрасно время потерял и город не познал”. Влажный Квартал считается “сердцем Леона”. В конце недели, начиная с 9 часов вечера, на тихих и спокойных окрестных улочках разливается шумный, кипящий и бурлящий людской поток. Тут непрерывной цепью, стена к стене,  выстроились музыкальные и традиционные бары, пабы и рестораны. Эль Баррио Умедо растянулся от Главной Площади до Площади Святого Мартина , которую также называют “Площадью Магазинов” (ла Пласа де лас Тьендас/ la Plaza de las Tiendas).

Прежде чем предаться дегустации вин, прогуляйся по Главной Площади, где выделяется своими остроконечными башнями Старинный Консисторий (el Antiguo Consistorio) – здание, сооруженное в 1677 г. для того, чтобы члены городского совета, удобно восседая на балконах, могли созерцать народные празднества и корриды.


Один из углов Главной Площади соединяется с “Улицей Семикратного Убийства” или “Улицей, Убивающей Семерых” (ла Калье Матасьете / la Calle Matasiete) – свидетельницей одной весьма знаменитой дуэли времен плаща и шпаги. По сему поводу маэстро Викториано Кремер, поэт и писатель, оставил следующее описание:

“Это наиболее характерный городской леонский пейзаж, самый типичный по своеобразию и по концентрации старинных деталей, не искаженных прошедшими веками. Тут всё способствует созданию и поддержанию сценографии предания: от названия улицы, в котором более или менее живо запечатлена одна из легенд, повествующих о событиях эпохи плаща и шпаги, о верных соратниках и предателях, о благочестивейших дамах и пылких благородных рыцарях в ореоле славы о полчищах поверженных врагов – до ниши с мерцающей  лампадой перед образом Христа и таинственной атмосферы места. Кроме того, из-за близости к Главной Площади, Калье Матасьете неизбежно оказывается на пути всех жителей и гостей города, навевая романтические ассоциации.

Едва ли не все камни былых времен остались на прежних местах. И именно потому, что здесь почти в неприкосновенности сохранился первозданный облик средневекового Леона, Калье Матасьете привлекает столько внимания и вызывет такое особое, трепетное почтение. И сразу же непременно возникает желание услышать рассказ об истории названия “Семикратного Убийства”, которое возникло на основе феерического повествования, изложенного достопочтенным леонским архивариусом по фамилии Бранья. В соответствии с вдохновенной версией сеньора Бранья, обладавшего весьма богатым воображением, суть приключения сводится к следующей фабуле:
«Мужественно преодолевая опасности и подвергаясь преследованиям со стороны дворян, предавших своего Короля и свой Город, приезжает в Леон возлюбленная монарха Альфонсо IX, прекрасная дама Донья Леонор де Гусман, которая скрывается в родовом дворце семьи Гусман под защитой доблестных рыцарей».”

А Мариано Домингес Берруэта, Официальный Летописец Провинции Леон, в своем “Путеводителе Путешественника по городу Леону”, поясняет:“Тем временем в Город также прибывает, рискуя жизнью, доверенный вельможа с королевскими посланиями, извещающими о скором визите монарха, в том числе, сокровенное письмо для его “дамы сердца”. Дон Гутьерре, тот самый кабальеро, в честь которого названа площадь ла Пласа де Дон Гутьерре (La Plaza de Don Gutierre), возглавляет коалицию верных соратников Его Величества. Дон Гутьерре и Дон Хиль ведут наблюдение за обстановкой в Городе, поскольку они знают, что во Дворце Семьи Оманья (Palacio de los Omaña) и в таверне дядюшки Хороба собираются заговорщики, которые замышляют смерть самого Короля, по мере возможности. В том самом заведении дядюшки Хороба посланник Альфонсо IX встречается с Доном Хилем, чтобы передать ему письма, но на них нападают враги монарха. На улице, у таверны, происходит сражение. Отважный рыцарь, храбро защищающий честь своего рода и тайну королевского послания, предназначенного для Доньи Леонор, убивает семерых противников, блеском своей неотразимой шпаги увековечивает наименование Улицы Матасьете и погибает, истекая кровью. Израненный в битве Дон Хиль добирается до Дворца Дона Гутьерре, передает ему королевские письма, исповедуется и принимает последнее причастие от Аббата де Эслонса. Честь дамы спасена. Рыцарь умирает.
Тогда интриганы пробираются во Дворец Гусманов, чтобы всё-таки достигнуть своей цели. И Mавр Муласин (el Moro Mulacín) oбещает им содействие в осуществлении подлого замысла, но во время покушения сторонники монарха убивают сарацинского предателя. С тех пор переулок между Площадью Магазинов и Улицей Святого Креста (la Calle de Santa Cruz) называют “Проход Мавра Муласина”.

В таинственной многозначительности Улицы Матасьете смешиваются следы еврейских и мавританских кварталов, легенда, история, правда и фантазия, создавая удивительно своеобразную атмосферу этого уголка Леона.


При заказе вина или бокала пива, который здесь называется “корто” (corto), в отличие от кружки пива, именуемой “канья” (caña), в Леоне принято бесплатно прилагать одну или две порции соответствующей закуски “тапа” (tapa). В последнее время даже стало модно при этом объявлять, какая конкретно “тапа”преподносится в качестве подарка. Для тех, кто не хочет алкоголь, предназначен традиционный газированный апельсиновый напиток “бутано” (butano). А во время Пасхальной (или Святой) Недели (Семана Санта – Semana Santa) всем желающим, которых всегда хватает, предлагается лимонад (ла лимонада / la limonada). В барах Баррио Умедо ты можешь провести оставшееся время дня и ночи, но только до 4 часов утра, поскольку в это время все заведения закрываются согласно указу губернатора. Влажный Квартал, расположенный возле собора, – непременное место посещения для каждого путешественника.


Вот и наступил второй день твоего пребывания в Леоне. Сегодня пора заняться культурой и самопросвещением. Несомненно надо начать с самого лучшего Собора Мира, известного как “Неописуемая Красота Леонская” (Ла Пулькра Леонина – “La Pulchra Leonina”), где света больше, чем камня, а витражей больше, чем стен. Собор (Ла Катедраль – La Catedral) – гордость Леона и леонцев. В течение XIX в. и в начале XX в. он был настолько поврежден, что оказался на грани разрушения. Сегодня, с учетом почтенного возраста и несмотря на то, что для строительства использовались каменные блоки не очень хорошего качества из Боньяра, храм предстает во всем блеске своего величественного великолепия. Может быть, мое пристрастие невежливо, но во всем мире нет лучшего сооружения, чем наш Собор.
Я дам тебе один исключительно леонский совет: войди сюда во второй половине дня. Сядь на скамью в глубине зала. Растворись в органной музыке, которая обычно звучит в это время. Свет, пронизывающий витражи, превращает храм в магическое пространство, преисполненное потрясающего покоя. Это самое эффективное лекарство от стресса, тоски и ритма современной жизни.
Но прежде чем войти в Собор, обрати внимание на главный портик: если ты стоишь лицом к фасаду, с левой стороны видна колонна, известная как “Место Обращений” (La Locus Apellationis), – тут вершилось правосудие и осуществлялось управление городом.
Также стоит подняться на новую платформу, чтобы рассмотреть вблизи впечатляющие витражи нашего Собора. Под северной башней, над порталом, можно заметить “соборного крота” (эль топо / el topo)- загадочного зверя, который по ночам разрушал то, что создавалось в течение дня. Похоже на нынешних политиков, только наоборот.


В воскресенье перед 5 октября, в День Святого Фройлана, здесь устраивается Праздник Певуний ( la Fiesta de las Cantaderas). Сайт Мэрии Леона (el Ayuntamiento de León) объясняет данную традицию следующим образом:
“По преданию, этот праздник отмечается в память о победе христиан в Битве при Клавихо и в честь освобождения от легендарной “дани ста девиц”, которых короли Астурии и Леона должны были ежегодно отдавать мусульманским халифам в качестве частичной оплаты за свое предшествующее поражение.
Существуют письменные свидетельства XVI в., упоминающие вышеуказанное празднество, которое в тот период проводилось 14 августа, ближе к Дню Успения Богоматери (la Asunción de la Virgen)- 15 августа (по католическому календарю).
Теперь праздник перенесен на воскресенье, предшествующее 5 октября, День Святого Фройлана (Сан Фройлан). Современная церемония похожа на обряд былых времен. Предназначенные для дани христианские девушки-певуньи (кантадерас) в средневековых одеяниях направляются от Площади Мэрии (ла Пласа дель Аюнтамьенто / la Plaza del Ayuntamiento) к Собору, передвигаясь в ритме танца, который определяет “ла сотадера” (la sotadera) – мавританская женщина, обязанная обучить их мусульманским обычаям. Далее, в окружении почетного караула, шествует Муниципальная Гильдия,которой поручено совершить ритуальное приношение Богоматери. Таким образом символически повторяется мотив давнего спора: является ли подношение Деве Марии привилегированным правом во исполнение ритуального обязательства или предлагаемым даром?”


В одном из закоулков Соборной Площади (la Plaza de la Catedral), которая официально называется ла Пласа де Регла (la Plaza de Regla), за старинным зданием Почты (Корреос – Correos), войдя во двор Школы Терезианских Монахинь (el patio del Colegio de las Teresianas), ты увидишь полуразрушенный дворец, который был одной из резиденций короля Леона Альфонсо VII (Alfonso VII de León). У нас, леонцев, так много памятников искусства, что мы уничтожаем их в течение тысячи лет, а они всё равно не заканчиваются. Рядом с Терезианской Школой, за готическим портиком, виднеются руины “Принципия” (лос “Принсипиа” / los “Principia”) – генерального штаба легионеров во времена древнеримской оккупации.

Теперь заходим в Романтический Квартал (эль Баррио Романтико – el Barrio Romántico), еще одно место, где можно восстановить силы, попробовав хорошие закуски “тапас”, по пути к Базилике Святого Исидора (ла Басилика де Сан Исидоро – la Basílica de San Isidoro), являющейся еще одним монументом, которым особенно гордится Леон. Королевский Коллегиальный Храм Сан Исидоро – наше национальное наследие, наша память о нашем Королевстве Леон. Именно в Сан Исидоро, в 1188, проходили заседания  самых первых демократических кортесов мира. Королевству Леон обязаны свои рождением Португалия и Кастилия. Королевство Леон возглавило Реконкисту – многовековую войну за освобождение Пиренейского Полуострова от мавров. Здесь, в Сан Исидоро,находится самый значительный, после Эскориала,королевский пантеон Испании. В этом храме покоятся 23 короля и королевы, 12 принцев и 9 графов. Настенные росписи Сан Исидоро – всемирно известные, бесценные шедевры средневекового искусства в романском стиле.
Каждый год, 6 января, в День Богоявления по католическому календарю, Церковный Капитул (эль Кабильдо – el Cabildo) и Религиозное Братство Чудотворной Хоругви Леонской Базилики Сан Исидоро (la Cofradía del Milagroso Pendón de San Isidoro de León) торжественно служат заупокойную мессу по монархам, и на ритуальный драгоценный плат церемонно возлагаются старинные атрибуты королевской власти.
Стоит посетить музей, где хранится Хоругвь Баэсы (el Pendón de Baeza) – одно из символических путеводных знамен, под которым леонцы закалялись в битвах Реконкисты,защищая Христианство. Здесь также можно увидеть изумительный Кубок Доньи Урраки (el cáliz de Doña Urraca). Коллекция Сан Исидоро была бы одним из лучших музеев Испании, если бы не подверглась безжалостному разграблению в течение прошедших веков: “Руки вверх, это конфискация имущества в пользу Национальной Библиотеки или Национального Археологического Музея”.

Во второе воскресенье после Пасхи, в Базилике Сан Исидоро устраиваются традиционные “Головоломки” (“Лас Кабесадас” – las Cabezadas) – ритуальные диалектические дискуссии между Церковным Капитулом Сан Исидоро и Синдиками Мэрии (los Síndicos del Ayuntamiento), то есть представителями муниципалитета в средневековых кортесах.


Сайт Мэрии Леона предлагает следующее объяснение по поводу этой традиции:
“В соответствии с легендой, изложенной во “Всемирной Хронике” Лукаса Туйского (“Chronicon Mundi” de Lucas de Tuy), в 1158 г., в ответ на мольбу, обращенную к Святому Исидору (Сан Исидоро), “выпал обильный дождь на поля Леона и его окрестности”. В знак признательности за сотворенное чудо и за последующие благодеяния, представители Мэрии, от имени всего города, каждый год, по доброй воле приходят в Базилику Сан Исидоро, чтобы преподнести Святому Исидору одну огромную свечу весом в 1 арробу (арроба – мера веса = 11,5 кг) и две большие толстые восковые свечи.
Церковный Капитул принимает подношение в клаустро – внутреннем дворе, окруженном аркадами крытых галерей, но при этом демонстративно отмечает “обязательный” характер дара, подчеркивая, что свечи преподносятся во исполнение ранее принятого ритуала “эль форо” (el foro), объединяющего долг, право и привилегию. Посланники Мэрии настаивают на том, что городское подношение, именуемое “ла оферта” (la oferta), является искренним добровольным даром без оттенка принудительной обязательности. Из-за разногласий по поводу интерпретации характера приношения начинается диалектическое состязание, в котором представители противоборствующих сторон всячески показывают свое ораторское мастерство.Весьма темпераментная дискуссия завершается церемонным перемирием, а продолжение спора переносится на следующий год.
Синдики Мэрии прощаются с Церковным Капитулом тремя изысканными реверансами, очень низко склоняя головы. Леонцы с шутливой иронией соединили эти “преувеличенно низкие наклоны головы и слишком заумные рассуждения” в определении “Кабесадас”, что в данном контексте означает “Чрезмерные головоломки”, от слова “кабеса” (голова). В итоге, народное название праздника “Кабесадас” стало более известным и более рапространенным, чем его официальное наименование “Форо или Оферта” (Foro u Oferta).


После обеда пора отправляться в новые районы Леона.
Если идти по Новой Улице (ла Руа Нуэва или Ренуэва / la Rúa Nueva o Renueva), то вскоре можно заметить старинный госпиталь паломников Святого Марка (антигуо оспиталь де перегринос Сан Маркос / antiguo hospital de peregrinos San Marcos), строительство которого началось в 1515 г. Потом он стал тюрьмой, где был заключен Франсиско де Кеведо, знаменитый писатель Золотого Века Испании, затем был казармой, а теперь превратился в роскошный отель сети “Парадорес де Турисмо” (Paradores de Turismo), который вскоре будет реконструирован и станет еще лучше.
За зданием Сан Маркос виднеется новый концертный комплекс Аудиторио де Леон (Auditorio de León), рядом с которым располагается ла Хунта (la Junta) – дом Правительства Автономного Региона Кастилия-и-Леон.
17 декабря 2004 г. открылся “Эль МУСАК” (El MUSAC) – новый Музей Современного Искусства (Эль Мусео де Арте Контемпоранео / El Museo de Arte Contemporáneo).
Эль МУСАК издалека привлекает внимание ярким фасадом, где комбинируются более 3351 стекла разных цветов. Источником вдохновения для создания контрастной мозаики фасада нового музея послужил знаменитый витраж “Сокольник” (Эль Альконеро – El Halconero) – один из символов Собора Леона. В последнее время эта зона превратилась в модное место дегустации закусок “тапас”.

Завершаем день, передвигаясь в сторону Квартала Рынка (эль Баррио дель Меркадо / el Barrio del Mercado). Тут находится средневековая Старинная Церковь Богородицы Покровительницы Рынка (ла Иглесия де Нуэстра Сеньора дель Меркадо ла Антигуа / la Iglesia de Nuestra Señora del Mercado la Antigua). За храмом простирается Площадь Зерна (ла Пласа дель Грано – la Plaza del Grano), где в течение многих веков располагался рынок. На Площади Зерна остался примечательный фонтан, посвященный реке Торио (Torío) и реке Бернесга (Bernesga). Рядом, если идти вверх по Улице Монетных Ворот (Калье Пуэрта Монеда – la Calle Puerta Moneda), возвышается Монастырь Концепционисток (эль Конвенто де лас Консепсьонистас / el Convento de las Concepcionistas), основанный в 1512 году. Над порталом обители выделяется оригинальный навесной коридор XVI в.- произведение Хуана де Риберо.


Третий день, он же последний день в конце недели, ты можешь использовать для знакомства с окрестностями города. Я советую тебе посетить два места:
– В 4 км от Леона располагается Святилище Девы Пути (эль Сантуарио де ла Вирхен дель Камино / el Santuario de la Virgen del Camino), где заслуживают внимания скульптурные работы Субиракса (Subirachs). Ты можешь добраться туда на автобусе компании Альса (Alsa / A.L.S.A), который отходит от Площади Святого Доминика (ла Пласа де Санто Доминго / la Plaza de Santo Domingo).
– В Римское Поместье Наватехера (ла Кинта Романа де Наватехера / la Quinta Romana de Navatejera) ты можешь доехать на поезде компании FEVE: остановка – прямо напротив ворот усадьбы.

По возвращении в город, воспользуйся последними часами, чтобы посмотреть Кубы (Лос Кубос / Los Cubos), так называют крепостные стены Леона (murallas de León). Со времен римлян и средневекового периода пока ещё остались значительные фрагменты стен, которые простираются от Башни Семьи Понсе (ла Торре де лос Понсе / la Torre de los Ponce) за Главной Площадью, далее тянутся до арки Ворот Замка (Пуэрта Кастильо / Puerta Castillo), а затем до Башни Святого Исидора (ла Торре де Сан Исидоро / la Torre de San Isidoro). Частично сохранились средневековые укрепления между Проспектом Независимости (ла Авенида де ла Индепенденсиа / la Avenida de la Independencia) и площадью ла Пласа де Рианьо (la Plaza de Riaño). В середине пути, на Площади Святого Франциска (ла Пласа де Сан Франсиско / la Plaza de San Francisco) ты увидишь остатки Ворот Сан Франсиско (la Puerta de San Francisco) в…здании ресторана быстрого питания Бургер Кинг.


Я знаю, что в моей чернильнице остались описания ещё многих других достопримечательностей, но пространство ограничено. Я также знаю, что эта скромная статья могла бы быть более научной, но для этого предназначены туристические путеводители (я рекомендую тебе издательство Эверест (Everest), поскольку оно располагается в Леоне. А я хотел донести до тебя свою страстную любовь к Леону, который всё отдал миру, но, однако, очень мало получает взамен.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ЛЕОН – BIENVINÍU A LLIÓN (“БЬЕНВИНИУ А ЛЬИОН” – на леонском языке).

Зоны “тапас” и вин:
•         Barrio Húmedo (Баррио Умедо): самый знаменитый традиционный гастрономический квартал Леона, “классика жанра”, – вокруг Площади Магазинов (la Plaza de las Tiendas / ла Пласа де лас Тьендас), она же Площадь Святого Мартина (la Plaza de San Martín / ла Пласа де Сан Мартин).
•         Barrio Romántico (Баррио Романтико): вокруг Сада Сида (el Jardín del Cid / Эль Хардин дель Сид), за зданием Правительства Провинции Леон (la Diputación Provincial / ла Дипутасьон Провинсиаль)
•         Zona de la Junta (Сона де ла Хунта): зона вокруг здания Хунты (Правительства Автономного Региона Кастилия-и-Леон), очень модное место в последнее время.
•         Zona Chantría (Сона Чантриа): вокруг универмага el Corte Inglés (Эль Корте Инглес).
•         Zona Universitaria (Сона Университариа): вокруг Университета (la Universidad / ла Универсидад).
•         La Pícara – Burgo Nuevo (Ла Пикара – Бурго Нуэво): в окрестностях Площади Лукавой Хустины (la Plaza de la Pícara Justina /ла Пласа де ла Пикара Хустина) и улицы Calle del Burgo Nuevo (Калье дель Бурго нуэво).
Зоны прогулок:
•         Barrio Húmedo (Баррио Умедо)
•         Calle Ancha (Калье Анча): переулки вдоль Калье Анча по направлению к Баррио Умедо.
•         Caño Badillo-Plaza Mayor(Каньо Бадильо – Пласа Майор): окрестности улицы Калье Каньо Бадильо и Главной Площади (la Plaza Mayor / ла Пласа Майор).
Стоит посмотреть:
•         Semana Santa de León (Семана Санта де Леон): празднества Пасхальной Недели Леона признаны Туристическим Мероприятием Международного Значения  – парады 16 религиозных гильдий
Непременно надо увидеть:
•         Procesión de la Cena (Jueves Santo) – Просесьон де ла Сена (Хуэвес Санто): Процессия Ужина (Великий / Чистый Четверг).
•         La Ronda (noche de Jueves Santo a Viernes Santo) – Ла Ронда (ноче де Хуэвес Санто а Вьернес Санто): Шествие (ночь с Чистого Четверга на Страстную Пятницу).
•         La procesión de los Pasos y el Encuentro (Viernes Santo) – Просесьон де лос Пасос и эль Энкуэнтро: Процессия Крестного Пути и Встреча образа Богородицы Печали с образом Святого Иоанна.
•         El Entierro (Viernes Santo) – Эль Энтьерро (Вьернес Санто): Погребение (Страстная Пятница).
•         El Desenclavo (Sábado Santo) – Эль Десенклаво (Сабадо Санто): Снятие с Креста (Великая Суббота).
•         Las Cabezadas (Лас Кабесадас): второе воскресенье после Пасхи. Театрализованная дискуссия Представителей Мэрии и Церковного Капитула Базилики Сан Исидоро по поводу характера приношения Святому Исидору – обязательная привилегия или добровольный подарок (Foro u Oferta / Форо у Оферта).
•         Cantaderas y carros engalanados (Кантадерас и каррос энгаланадос): воскресенье перед Днем Святого Фройлана (5 октября). Празднование победы христианских войск над мусульманами и соответствующего освобождения Королевства Леон от выплаты дани в виде “ста девиц”, традиционные парады  старинных повозок, старинных хоругвей и знамен.

Оригинальный вариант статьи опубликован 02.08.2010 в разделе “ПРОГУЛКИ”(CALLEJEANDO) портала “EXPRESO LA ACTUALIDAD EN VIAJES Y TURISMO”
По любезному разрешению вышеуказанного портала перевод на русский язык публикуется в нашем блоге.
Перевод с испанского: Филатова Л.В.

Примечания:
“Леон” в переводе c испанского языка означает “лев”.
Герб города Леон – пурпурный лев на серебряном фоне.
Музей Современного Искусства Кастилии и Леона (el Museo de Arte Contemporáneo de Castilla y León), в сокращённом варианте “эль МУСАК” (el MUSAC), был торжественно открыт для посещения публики Принцем Астурийским Фелипе 01 апреля 2005 г.