Телепортация Девы Марии

В русском Интернете содержится около 10 000 упоминаний «Девы Пилар» (Девы на колонне) и праздника в ее честь. Казалось бы, более чем достаточно. Но внимательное знакомство с «контентом», мягко говоря, разочаровало. Оказалось, что отделаться простой ссылкой с соответствующей страницы, посвященной Арагону, мне не удастся. Ничего не поделаешь, такова грустная реальность сегодняшнего цифрового мира, где информация многократно копируется, и, в конце концов, как в детской игре «испорченный телефон» изменяется до неузнаваемости.
Сразу оговорюсь, что в этой статье речь пойдет только о Главном празднике Сарагосы, который отмечается в дни чествования покровительницы города – Вирхень дель Пилар или Девы Марии «на Колонне». По странному совпадению на 12 октября, день кульминции торжеств в Сарагосе, приходится еще и общеиспанский праздник – Диа де Испанидад или День Испанской Нации (выходной день по всей стране), но о нем как-нибудь в другой раз. Торжества в Сарагосе начинаются в субботу, предшествующую 12 октября и продолжаются больше недели. В этом, 2010 году Пилар приходится на 917 октября.
В отличие от других подобных торжеств Испании, Праздник Сарагосы завоевал всеобщую любовь горожан совсем недавно – в начале 80-х годов ХХ в. Не совсем типичный случай, если учесть, что в основу его «сценария» легли «события», имевшие место на рубеже I в. н.э. Тогда Сарагоса находилась на территории римской провинции Испания и носила гордое имя Цезария Аугуста (город Императора Августа). Социальных и прочих виртуальных сетей в те времена не было, поэтому местное население благодушно приносило жертвы своим языческим богам и пребывало в блаженном неведении о появлении в Палестине будущего мирового бестселлера – «Сказания о скитаниях Сына Божьего в Палестине». Так продолжалось до тех пор пока в 40 г. н. э. в Цезарии не появился проповедник – Апостол Иаков (Сантьяго – исп.). Сей факт зафиксирован в хрониках XIII в. Там же сказано, что пламенные речи Иакова убедили около десятка язычников перейти в новую веру. Весть о такой удаче проповедника непостижимым образом дошла Богоматери. Святая Дева, которая продолжала жить в Палестине и оплакивать там своего божественного сына, тут же «перенеслась» в Сарагосу «в своем смертном теле», дабы лично поздравить Апостола. Мало того, что Мария телепортировалась сама, она еще сумела прихватить с собой тяжелую мраморную колонну. С ее вершины, Богоматерь и обратилась к Иакову с приветственной речью. В заключение Непорочная Дева повелела построить церковь вокруг доставленной колонны и заверила Апостола, что возведенный им храм простоит «до конца времен». Затем, сочтя свою миссию оконченной, Мария растаяла в воздухе, а колонна осталась. Это так по-женски – повелевать, обещать и исчезать! Иаков, как истинный мужчина и христианин, исполнил наказ Богоматери.
Теперь считается, что современная Базилика дель Пилар (Basílica del Pilar) в Сарагосе находится на том самом месте, где Сантьяго построил первый в мире христианский храм, посвященный Деве Марии, матери Христа. От той древней церкви почти ничего не осталось, но традиция Пилар утверждает, что колонна Богоматери, на которой сейчас стоит образ Девы, никогда и никуда не переносилась. Археологические же раскопки лишь подтверждают факт наличия на месте современной Базилики дель Пилар раннехристианского святилища.
Внимательного читателя средневековых хроник наверняка позабавит еще один неожиданный факт – явление Марии имело место 2 января 40 г. Получается, что отцы Церкви самовольно назначили дату торжеств по поводу явления Богоматери в Сарагосу. Их можно понять. Какой зимой праздник – холодно и неуютно. Зато октябрь, совсем другое дело, – урожай собран и засыпан в закрома, а молодое вино приятно горячит кровь.
Первое письменное упоминание о Пилар, как городском празднестве Сарагосы относится к 1723 году. Долгое время торжества протекали в традиционном русле: молебны, проповеди, религиозные наставления и процессии, которые лишь отчасти оживлялись группой «Гигантов» и «Голованов». Праздник постепенно умирал. Особенно это стало заметно в середине XX в. Именно тогда местные власти Сарагосы предприняли ряд попыток сделать празднества более красочными, чтобы привлечь к ним внимание горожан. В 1958 г. появился ритуал «Подношения цветов» (Ofrenda de flores), который был «импортирован» из области Комунидад Валенсиана. В 1964 г. к цветам добавилось «Подношение фруктов» (Ofrenda de frutos). В 1965 г. Праздник Пилар в Сарагосе был объявлен Праздником Национального Туристического Значения. Но и эти нововведения не работали. Только смерть Франко и последовавшая за ней демократизация Испании освободили праздник от убивавшего его духа консерватизма. В 1979 г. группа известных деятелей искусства и культуры Арагона предложила вывести праздник на улицы Сарагосы. Их идея была с энтузиазмом поддержана горожанами. В результате уже в следующем – 1980 г. в церемонии подношения цветов приняло участие 50000 человек, хотя в 1965 г. набралось только 5000 желающих. Понятно, что население Сарагосы за 15 лет в 10 раз не выросло.
Немалая заслуга в возрождении и обновлении праздника принадлежала Хосé Антонио Лабордета (José Antonio Labordeta), самому известному в Арагоне поэту, политику, певцу исполнителю, путешественнику и тележурналисту. «Почтенный» сенатор от Арагона очень любил бродить по родным Пиренеям с котомкой за плечами. При этом «мигалки» и «специально обученные люди» его не сопровождали. Голос этого светлого человека звучал на церемонии открытия (прегон) Пилар 1979 г. Через 30 лет, уже в 2009 г. Лабордета снова давал старт праздничным торжествам Сарагосы. Его случай пока единственный, когда один и тот же человек был прегонеро дважды. Третьего раза, к сожалению, не будет. Замечательный человек, Лабордета, умер в сентябре 2010 г., но в Арагоне уже раздаются голоса, требующие увековечить его память очень неординарным образом. Люди хотят, чтобы песня Лабордеты «Канто а ла Либертад» (Песнь Свободе) стала официальным гимном Арагона. Устроители нынешнего праздника тоже почтут память Хосе Антонио Лабордета. 17 октября 2010 г. за 15 минут до финального фейерверка Праздника Пилар прозвучат 3 его песни. Одну из самых любимых народом композиций Лабордеты – «Сомос», наверняка подхватят все собравшиеся в парке зрители.
Другой уроженец Арагона, известный деятель культуры Испании, кинорежиссер Бигас Луна тоже внес свою лепту в обновление праздника Пилар. Он предложил перенести процесионную фигуру Девы Пилар с фасада Базилики в центр площади и установить ее на вершине огромной платформы. Пилар переехала туда в 1998 г. Сооружение внушает невольное уважение. Общий вес металлических конструкций – 40 тонн при высоте около 15 м и ширине – 18 м. Их устанавливают с полудня 10 октября до вечера следующего дня. Утром 12 октября начинается главный ритуал праздника – Офренда де флорес (подношение цветов). Длится она почти весь день, а когда заканчивается – железный скелет оказывается спрятанным под ковром из гвоздик, гладиолусов и тубероз. Возникает ощущение, что Богоматерь взирает на мир с вершины благоухающей цветочной горы. Ограничений на участие в церемонии нет. Есть одно условие – все желающие подарить Деве цветы должны быть одеты в национальный костюм своей Родины. В 2009 г. таких людей набралось почти полмиллиона.
На следующий день, 13 октября – следуют новые приношения. На этот раз – плодов Земли (Офренда де фрутас).
Религиозные церемонии, связанные с культом Девы Пилар, никуда не исчезли из программы праздника. Торжественный молебен в Капелле Богоматери Базилики Пилар начинается ранним утром (4.30) 12 октября. Но самое зрелищное религиозное действо происходит вечером 13 октября. Это так называемое Росарио де Кристаль (стеклянная молитва четок). От церкви Саградо Корасон де Хесус (Iglesia del Sagrado Corazón de Jesús) в путешествие по главным улицам и площадям города отправляются 29 повозок из цветного стекла. Они напоминают огромные фонари на колесах и отличаются разнообразием форм и размеров. 15 повозок оформлены в соответствии с темами отдельных молитв, которые читают при перебирании четок. Другие «Фонари» – фантазийные. Среди них особенно впечатляет светящийся макет Собора Толедо. До 1926 г. эти «стеклянные четки» носили на руках. До 1940 г. свет давали обыкновенные свечи. Теперь все моторизовано и электрифицировано.
«Гиганты», к удовольствию горожан и гостей праздника, продолжают чинно шествовать по городским улицам. Известно, что в 1841 г. группа Гигантов насчитывала всего 4 фигуры, которые символизировали 4 Стороны Света. Сейчас Гигантов – 12. Это Король и Королева, Дон Кихот и Дульсинея, Герцог и Герцогиня, Китаец и Африканка, Житель Беарна и его жена, Августина и Палафокс. Каждый из героев имеет свою историю и конкретного прототипа. Для тех, кто близко не знаком с творчеством Сервантеса, поясню, откуда взялся Дон Кихот. Во второй части великого романа Рыцарь Печального Образа посещал Арагон. Глубоко символично, что фигура Дон Кихота самая тяжелая и к тому же довольно высокая. «Куклоносы» даже бросают жребий, чтобы он выбрал того, кому достанется честь «таскать» на себе неудобный литературный символ Испании. Герцог и Герцогиня – те самые, что назначили Санчо Пансу губернатором воображаемого острова Инсула Баратариа (Insula Barataria). Это место, судя по его описанию в романе, находилось в районе Алькалá де Эбро (Alcalá de Ebro) в Арагоне. Некоторые, правда, принимают Герцога за Дон Жуана. Их вводит в заблуждение наряд этой фигуры.
«Голованы» или «Кабесудос», непременный атрибут народных праздников в самых разных районах Испании. От обычных прохожих их отличают огромные маски-головы. Главная задача этих «страшилищ» – смешить и пугать детвору, а заодно подвергаться насмешкам окружающих. Маски Кабесудос – это гротескные изображения известных людей, когда-то живших в городе. В этом смысле «Голованы» Сарагосы абсолютно типичны. Среди них Берругон (Крикливый), Туэрто (Кривой), Ботикарио (Торговец), Форано (Иностранец) и Форана (Иностранка), Тореро. Любимый местный персонаж – Эль Морико. Эта маска напоминает о слуге, которого привез граф Виньяса (Conde la Viñaza), вернувшийся с Кубы в Сарагосу. Самое поразительное в группе «Голованов» Сарагосы, что один персонаж родился при живом прототипе! Зовут ее «Ла Пилара» и свое крещение маска получила 10 октября 1982 г. Узнать Ла Пилару легко – по диадеме, перьям и сценическому платью с блестками. Ее срисовали с актрисы кабаре, певицы и комика из театра-салона Оазис – Пилар Лауэрта (Pilar Lahuerta). Вот она гримаса демократии и прогресса – некоторые попадают в городскую историю еще при жизни. А если серьезно, то персонаж Ла Пилары был задуман как собирательный образ всех граждан Сарагосы – веселых, артистичных и неунывающих.
Кроме вышеперечисленных событий праздник Пилар изобилует художественными выставками, музыкальными концертами самых разных жанров, театральными и цирковыми представлениями, различными кулинарными конкурсами. Присутствуют в ней непременные корриды и вакильяс (тавромахия для всех), фейерверки и конкурс Хоты – Certamen Oficial de Jota (народного музыкального жанра Арагона). Программа Главного Праздника Сарагосы по истине неисчерпаема. Для детей готовится специальная детская программа.
В итоге, все произошло именно так, как и задумали реформаторы – праздник вышел на улицы и люди с удовольствием последовали за ним.

© 2hispania.ru

Факты, приведенные в статье, взяты с официального сайта праздника Пилар и из описания праздника Пилар в Википедии (исп.язык)

Читайте также:

1 комментарий

  1. teenceNeoky:

    Забавно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Покажите, что Вы человек: *