Бургос | минигид + программа ситибрейка

ВВЕДЕНИЕ (история, транспорт, еда, праздники)  << ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ БУРГОСА>>  ДВА ДНЯ в БУРГОСЕ


КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ (религиозная архитектура)

Бургос полон церквей, монастырей, приютов для паломников. Их количество и качество наглядно демонстрирует значение Бургоса в истории Испании. Основная часть памятников относится к периоду готики. В некоторых храмах сохранились оригинальные витражи, принадлежащие к числу самых старых в Испании.
СОБОР ДЕВЫ МАРИИ (Catedral de Santa María La Mayor) – мировое наследие человечества.
Самое знаменитое сооружение Бургоса. Строительство готического храма началось в 1221 году. В качестве образца был выбран французский стиль. Здание было освящено в 1260 г. Но в дальнейшем собор неоднократно перестраивался. Наиболее значительные изменения произошли в XV и XVI вв. (шпили на главном фасаде, капелла Кондестабле /capilla del Condestable/, нервюры свода). Эти элементы поздней готики придали сооружению тот неповторимый образ, который так восхищает наших современников. Часы, прозванные «Папамоскас» (зевака) – особая достопримечательность Собора.
Нельзя пройти мимо могилы Родриго Диас де Вивар (Сид) и Химены (жена героя). Их останки были перенесены в главный храм Бургоса в 1921 г. по случаю празднования 700-летия Собора.
«Сундук обмана», раритет из «Песни о Сиде», висит на стене Капеллы Тела Христова (Capilla del Corpus Christi). Этот деревянный ящик был набит песком и оставлен двум евреям в качестве залога. Сид объявил своим кредиторам, что ящик полон золота. Обман не раскрылся. Родриго Диас вовремя вернул долг. В Музее хранится пергамент, в котором перечисляются свадебные дары Сида преподнесенные им Химене.
Изящный световой барабан храма в форме ажурной восьмиконечной звезды, опирающейся на высокие и стройные колонны – настоящее чудо Собора. К другим шедеврам храма относятся:
Капелла Кондестабле (Capilla del Condestable). Ее называют «Собором внутри Собора». Столь грандиозное сооружение создал Симон де Колония.
Капелла Святой Анны (Capilla de Santa Ana). В строительстве принимали участие Хуан и Симон де Колониа. Ретабло сделал не менее знаменитый Хиль де Силое. Главная сцена представляет собой аллегорию на тему непорочного зачатия Девы Марии.
Золотая лестница (Escalera Dorada) спроектирована в 1519 г. Диего де Силое.
Капелла Представления (Capilla de la Presentacion) – еще одна похоронная капелла, построенная в начале XVI в. для каноника Гонсало де Лерма. Картина «Святое Семейство» была написана Себастьяном дель Пьомбо (Sebastiano del Piombo).
В 1984 г. Собор Бургоса был включен в список «Мирового Наследия» ЮНЕСКО.
КОРОЛЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ДЕВЫ (Monasterio de Santa María la Real de Las Huelgas).
Женский монастырь ордена Цистер (Сито) был основан в 1189 г. королем Кастилии Альфонсо VIII и его супругой – Леонор Плантагенет (дочь Алиеноры Аквитанской), как место их последнего успокоения. В обители хоронили королей и выдающихся представителей кастильского дворянства. Монастырь очень быстро стал одним из главных духовных центров Кастилии, а его аббатиса обладала огромными полномочиями и подчинялась только Папе.
Гробницы основателей расположены в центральном нефе монастырской церкви.
В бывшем амбаре обители размещен музей «Средневековых тканей Бургоса» (Museo de Telas Medievales de Burgos). Его еще называют музеем «Роскошных тканей» (Museo de Ricas Telas). Здесь хранится богатейшая коллекция одежды, которую носили богатые кастильцы в ХI-XIII в. Жемчужина этого собрания – знаменитый штандарт (Pendón de las Navas de Tolosa), захваченный кастильцами в битве при Навас де Толоса. Лучший, из дошедших до наших дней образцов ткацкого искусства альмоадов.
Монастырь отнесен к категории «национального наследия» и охраняется государством
КАРТУХА (монастырь картезианцев) СВЯТОЙ ДЕВЫ МИРАФЛОРЕС (Cartuja de Santa María de Miraflores)
Обитель находится в 3 км от исторического центра. Была основана в 1441 г. королем Кастилии Хуаном II (отец известной многим Изабеллы Католической). Монарх передал ордену картезианцев свой охотничий дворец, где монахи жили до 1452 г. Тогда в здании случился пожар, вот и пришлось королю раскошелиться на новое здание обители. Этому монастырю предстояло стать усыпальницей Хуана и его супруги Изабеллы Португальской. Дочка, которую тоже звали Изабеллой, передала монастырю золото, привезенное ей Колумбом из второй экспедиции в Америку. Мастер Диего де ла Крус (Diego de la Cruz) покрыл этим драгоценным металлом центральное ретабло в церкви.
В сооружении картухи принимали участие лучшие мастера своего времени: архитекторы, художники и скульпторы, такие как: Симон из Колони или Симон де Колониа (Simón de Colonia), Хиль де Силоэ (Gil de Siloé), Педро Берругете (Pedro Berruguete). В итоге получился выдающийся образец поздней готики (конец XV в).
ЦЕРКОВЬ САН ХИЛЬ АБАД (Iglesia de San Gil Abad)
Готический храм. Предполагается, что его построили на фундаменте часовни Сан Бартоломе (San Bartolomé), относящейся к концу XIII в. Церковь имеет форму латинского креста, и поделена на три нефа (придела) с боковыми капеллами. Наибольший интерес представляют: Капелла Доброго Утра (Capilla de la Buena Mañana) с готическим ретабло работы Хиля де Силоэ; Капелла Волхвов (Capilla de los Reyes) с ренессансным ретабло – авторство приписывается Силоэ; Погребальная Капелла Нативидад (Capilla Funeraria de la Natividad) пристроенная в XVI в., предположительно выполненная Хуаном де Матиенсо (Juan de Matienzo). Еще одна капелла – Святейшего Христа (Santísimo Cristo) появилась в XVI в. Её построил бургосский архитектор Хуан де Вальехо (Juan de Vallejo).
Рядом с церковью находятся ворота в город – Арко де Техада (Arco de Texada). В прошлом через них следовали телеги с товарами из портов Кантабрии.
ЦЕРКОВЬ САН ЭСТЕБАН (Iglesia de San Esteban)
Готический храм, построенный в конце XIII – начале XIV вв. на том месте, где раньше стояла романская церковь. Храм отличает великолепный портал и красивый росетон (роза). Над интерьером церкви работали такие мастера как Симон де Колониа (Simón de Colonia), Николас де Вергара (Nicolás de Vergara), и Хуан Вальехо (Juan de Vallejo). В настоящее время здесь располагается «Музей Ретабло» (Museo del Retablo).
ЦЕРКОВЬ САН НИКОЛАС ДЕ БАРИ (Iglesia de San Nicolás de Bari)
Храм стоит прямо напротив Собора. Построен в 1408 г. на месте романской церкви. Ретабло храма относится к числу самых впечатляющих произведений кастильского ренессанса. Авторами этого чуда XV в. стали мастера из семьи Симона де Колониа (Simón de Colonia). Отец разработал дизайн, а сын Франсиско воплотил задумки родителя в материале. Не менее интересны погребальные саркофаги (готика), ренессансная арка, выполненная двумя авторами: Мария Саес де Онья (María Saez de Oña) и Фернандо де Мена (Fernando de Mena).
МОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ КЛАРЫ (Convento de Santa Clara)
Одна из самых первых готических построек Бургоса, которая возводилась на протяжении XIII века. В настоящее время принадлежит монахиням ордена кларисс.
ЦЕРКОВЬ САНТА МАРИЯ ЛА РЕАЛЬ И АНТИГУА ДЕ ХАМОНАЛЬ (Iglesia de Santa María la Real y Antigua de Gamonal)
Строительство этой готической церкви началось в XIV в. Прихожанами храма стали жители селения Хамональ. При строительстве скромной однонефной церкви в форме латинского креста применялись те же архитектурные приемы, что и в соборе Бургоса. Главный вход окружен портиком. К церкви пристроена высокая и стройная колокольня.
ЦЕРКОВЬ БОЖЬЕЙ МИЛОСТИ (Iglesia de La Merced)
Памятник поздней готики XV – XVI вв. находится на улице Мерсед (Calle de la Merced). В настоящее время церковь принадлежит отцам иезуитам, а помещения монастыря братьев мерседариев,  которым раньше принадлежал храм, отданы гостинице.
ЦЕРКОВЬ САН КОСМЕ и САН ДАМИАН (Iglesia de San Cosme y San Damián)
Храм был построен в XVI в. и сочетает два архитектурных стиля: готику и ренессанс. Особый интерес представляют: портал работы Хуана де Вальехо (Juan de Vallejo); несколько ретабло и захоронения известных бургосских художников.
ЦЕРКОВЬ САН ЛЕСМЕС АБАД (Iglesia de San Lesmes Abad)
Готический храм, расположенный непосредственно на паломническом «Пути Сантьяго». Церковь построена в 1074 г. по распоряжению короля Кастилии Альфонсо VI и посвящена покровителю города Святому Лесмес (San Lesmes). В ней и упокоились останки монаха. Во время правления Хуана I Кастильского (конец XIV в.) храм был полностью перестроен, а еще через 100 лет значительно расширен. Особый интерес представляет портал церкви в смешанном стиле готика-ренессанс.
ЦЕРКОВЬ САНТА АГЕДА или САНТА ГАДЕА (Iglesia de Santa Gadea)
Еще один готический храм с элементами неоклассики, расположенный в непосредственной близости от Собора.
В предшественнице этой церкви имело место историческое событие, описанное в «Песне о Сиде». Здесь Родриго Диас де Бивар (Сид Кампеадор) заставил короля Леона Альфонсо VI торжественно поклясться в том, что новоиспеченный монарх лично не замешан в убийстве брата Санчо II.
ЦЕРКОВЬ САН ЛОРЕНСО (Iglesia de San Lorenzo)
Храм построен в конце XVII в., стиль барокко. Ранее церковь принадлежала иезуитам.
МОНАСТЫРЬ САН ХУАН (Monasterio de San Juan)
Обитель, принадлежавшая бенедиктинцам, появилась в XI веке, а затем неоднократно перестраивалась. Монахи организовали здесь приют для паломников. В 1944 г. монастырь был объявлен Памятником Истории и Искусства. Сохранились фрагменты церкви XV в. и Зала Капитула XVI в. В ренессансном клуатре (внутреннем закрытом дворе) открыт музей бургосского художника Марселино Санта Мария (Marceliano Santa María).
ДВОРЕЦ АРХИЕПИСКОПА (Palacio Arzobispal)
Здание дворца в стиле неоренессанс непосредственно примыкает к собору. Оно было построено в 1916 г. на месте снесенной средневековой постройки. Инициатором «обновления» был архиепископ Хосе Кадена Элета. Заказ выполняли архитекторы Хулиан де Арпаис (Julián de Apráiz) и Хавьер Луке (Javier Luque), выбравшие «исторический» стиль. Обращают на себя внимание угловые балконы, витражи и оформление интерьера, особенно Зал Престола (Salón del Trono).
ЧАСОВНЯ СВЯТОГО АМАРО (Ermita de San Amaro)
В этом простом с виду здании, которое находится в восточной части города, рядом с Королевским приютом (Оспиталь дель Рей/Hospital del Rey), находятся останки Святого Амаро (San Amaro).
МОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ДОРОТЕИ (Convento de Santa Dorotea).
Готическая обитель XV в., расположенная в южной части Бургоса. Заслуживают внимания: портал и несколько надгробий. Монастырь – действующий. Он принадлежит монахиням ордена августинцев.


ПАМЯТНИКИ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

АРКА СВЯТОЙ МАРИИ (Arco de Santa María)
Один из самых значительных памятников Бургоса. В средние века на этом месте находились городские ворота. Всего их было 12. Затем ворота Св. Марии превратили в триумфальную арку Карла V (Карла I Испанского). Арка находится между одноименным мостом через реку Арлансон и площадью Сан Фернандо, где высится Собор.
ЗАМОК БУРГОСА (Castillo de Burgos)
То, немногое, что сохранилось от городского замка, можно найти на холме, вершина которого взирает на город с высоты 75 м. Самое первое укрепление было построено графом Диего Порселос в самом начале Реконкисты (884 г.). Спустя несколько веков замок превратился в королевскую резиденцию, с функциями тюрьмы и постоялого двора для благородных гостей. Последняя реконструкция крепости проводилась в конце XV – начале XVI вв. Во время войны за независимость (1807-1813 гг.) в замке располагался французский гарнизон и хранился большой запас пороха. Покидая Бургос, солдаты Наполеона взорвали склад боеприпасов. Камни замка не выдержали и рассыпались на куски. Восстанавливать крепость не стали, так как руины никого не интересовали. В утешение любителям крепостной архитектуры на месте замка разбили симпатичный городской парк. Со смотровой площадки открывается красивый вид на город и его главную достопримечательность – Собор.
ДВОРЕЦ ГЕНЕРАЛЬНОГО КАПИТАНСТВА (Palacio de Capitanía General)
Во время гражданской войны в мятежные генералы превратили здание в свой штаб. Здесь Франко был объявлен главнокомандующим испанской армии. В настоящее время Дворец пустует.
ДВОРЕЦ КАСТИЛЬФАЛЕ (Palacio de Castilfalé)
Напротив Собора во второй половине XV в. был построен дом семьи Колония (Los Colonia). В 1565 г. на его месте Хуан Вальехо строит дворец из кирпича и камня для Андреса Малуэнда (Andrés de Maluenda). Затем этот типичный образчик бургосской архитектуры переходил из рук в руки, пока его последние владельцы (семья графов Кастильфале) не передали дом мэрии города (1969 г.). Дворец отреставрировали и разместили в нем Муниципальный Архив (1985 г.).
В свое время в доме гостили известные исторические персонажи: король Фернандо VII и Наполеон Бонопарт.
• ДВОРЕЦ КОНДЕСТАБЛЯ КАСТИЛИИ (Palacio de los Condestables de Castilla) или Дом Кордон (Casa del Cordón).
Старинный дворец, расположенный в историческом центре Бургоса на главной Рыночной площади (la Plaza del Mercado Mayor), был построен в XV в. по заказу кондестабля (командующего армией) Кастилии Педро Фернандес де Веласко (Pedro Fernández de Velasco). Первоначальный проект дворца в позднеготическом стиле приписывают известным архитекторам того времени: Хуану де Колониа и его сыну Симону. В этом доме королева Изабелла принимала Колумба, после того как он возвратился из второго плавания в Америку.
ДВОРЕЦ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА (Palacio de la Diputación Provincial de Burgos)
Здание было построено в начале ХХ в. в неоклассическом стиле. В 2008 году дом отреставрировали. В настоящее время здесь располагается правительство провинции.
ДВОРЕЦ СЕМЬИ ИСЛА (Palacio de la Isla)
Здание построили в 1883 г. Во время гражданской войны в Испании (1936 – 1939 гг.) дворец служил резиденцией председателя правительства мятежников – генерала Франко. Сейчас здесь размещается Институт языка Кастилии-и-Леона. Любопытная деталь: в доме сохранился первый лифт, установленный на территории автономии.
ДОМ СЕМЬИ МИРАНДА (Casa de Miranda) – МУЗЕЙ БУРГОСА (Museo de Burgos).
В этом здании, построенном в XVI в., находится бывший археологический музей Бургоса (ныне провинциальный). Особый интерес представляет дворик дома с галереями портиков. В музее можно увидеть массу любопытных вещей, в том числе: меч Сида (Тисона), артефакты найденные в Атапуэрке, фронтон из Силоса, мавританские изделия из слоновой кости XI в., лиможскую эмаль, картины фламандских живописцев.
ДОМ ИНЬИГО АНГУЛО (Casa de Íñigo Angulo)
Еще один дворец, непосредственно примыкающий к дому Миранда. Является вторым зданием Музея Бургоса и одним из лучших образцов архитектуры Ренессанса в Бургосе. Дом построил в 1547 г. Хуан де Вальехо (Juan de Vallejo). Над главным входом красуется герб Иньиго Ангуло, владевшего домом в XVIII. К зданию примыкает еще один дворец – дом Мельгоса (Melgosa), который тоже планируют передать Музею.
МОРСКОЕ КОНСУЛЬСТВО (Consulado del Mar)
Здание в неоклассическом стиле, построенное по проекту Мануэля Эрасо (Manuel Eraso) в 1796 г. Оно находится на променаде Эсполон (el Paseo del Espolón). Первоначально здесь размещались конторы судовладельцев, и негоцианты Бургоса могли, не покидая родного города, фрахтовать корабли в портах Кантабрии и Фландрии. Затем Морское Консульство превратилось в Королевскую Академию Рисунка провинции Бургос. В здании есть собственный выставочный зал.
КОРОЛЕВСКИЙ ГОСПИТАЛЬ (Hospital de Rey)
Приют для паломников, расположенный в восточной части Бургоса прямо на дороге в Сантьяго-де-Компостела. Его основал король Кастилии Альфонсо VIII в 1195 г. Госпиталь находился под опекой Монастыря Санта Мария ла Реаль де лас Уэльгас. В XV веке насчитывал 87 коек и был одним из самых значительных приютов на всем «Пути Сантьяго». Сейчас в здании бывшего госпиталя размещается факультет права и ректорат университета Бургоса.
ГОСПИТАЛЬ ЗАЧАТИЯ (Hospital de la Concepción)
Строительство этого госпиталя в стиле Ренессанс было начато в XVI в. Потом здесь располагался факультет медицины, а сейчас здание принадлежит Университету.
КОЛЛЕДЖ САН НИКОЛАС (Colegio de San Nicolás)
Образовательный центр, основанный Иньиго Лопес де Мендоса-и-Суньига (Íñigo López de Mendoza y Zúñiga), построен в 1537 – 1579 гг. Фасад представляет собой своеобразную архитектурную перекличку готических реминисценций окон и карнизов нижних этажей с маньеризмом скульптуры Диего Гильена (Diego Guillén). В настоящее время в здании размещается средняя школа Кардинал Мендоса.
ГЛАВНЫЙ ТЕАТР (Teatro Principal)
Сооружение в стиле исабелино находится в самом начале променада Эсполон (Paseo del Espolón), напротив Дворца Провинциального правительства. Строительство театра началось в 1843 году, а первый спектакль состоялся в 1858 г. Театр закрылся в 1956 году. В 1997 году состоялось второе рождение театра. Здесь снова проводятся концерты и ставятся спектакли.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ (Estación de Ferrocarril de Burgos)
Старое здание Вокзала или «Северная Станция» было построено в 1901 году. Оно заменило собой временный павильон, которому к тому времени исполнилось 40 лет. Ну как тут не вспомнить банальную истину: «Нет ничего более постоянного, чем временное!».
Проект франко-испанского инженера Энрике Грассе-Эчеваррия (Enrique Grasset y Echevarría) предусматривал строительство Вокзала, поделенного на три крыла: центральный павильон с вестибюлем, кассовым залом и служебными помещениями; левое крыло – зал ожидания, совмещенный с почтамтом; правое крыло – багажное отделение, точки общепита и комнаты отдыха для машинистов, смотрителей. Вокзал построен из камня и кирпича и накрыт плоской шиферной кровлей. В 2008 году была изменена схема железнодорожного движения и Вокзал закрыли. В будущем планируется превратить старое здание в Город Искусств (Ciudad de las Artes).
ЗДАНИЕ ПОЧТЫ (Edificio de Correos)
Здание почты было построено в начале ХХ века. Оно находится в южной части города на пересечении улиц Сан Пабло (calle San Pablo) и Вальядолид (calle Valladolid). Недавно здание отреставрировали, вернув ему первоначальный вид.
ПЛОЩАДЬ МИО СИД (Plaza de Mio Cid).
Находится перед Главным Театром, между улицей Виториа (calle Vitoria) и мостом Святого Петра (Пуэнте де Сан Пабло/ Puente de San Pablo). В центре площади установлена бронзовая статуя Сида Воителя (1960 г.).
ПЛОЩАДЬ САН ХУАН (Plaza de San Juan)
Одна из самых впечатляющих площадей Бургоса расположена в восточной части города, возле городской стены. Конфигурация площади очень близка к итальянской модели и включает пять элементов: мост через реку Вена, церковь Сан Лесмес, монастырь Сан Хуан, публичное здание (бывшая муниципальная библиотека), статуя основателя города Диего Порселос. Через площадь идут паломники к мощам Святого Иакова в Сантьяго.
ПЛОЩАДЬ РЕЙ САН ФЕРНАНДО (Plaza del Rey San Fernando)
Самая многолюдная и традиционная площадь Бургоса отделяет Арку Санта Мария (Arco de Santa María) от Собора.
МОСТ СВЯТОГО ПЕТРА (Puente de San Pablo)
Каменный мост, соединяющий южную часть города с Площадью Сида. Мост украшен скульптурными портретами действующих лиц «Песни о Сиде».
МОСТ МАЛАТОС (Puente de Malatos)
Каменный мост средневекового образца находится в восточной части города. Он соединяет район Сан Педро де ла Фуэнте с Королевским госпиталем и является частью паломнического пути Сантьяго.
МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО ПЕТРА (Convento de San Pablo)
На том месте, где раньше располагался монастырь Святого Петра сейчас возвышается Музей Эволюции Человека. Однако путь от монастыря до музея оказался длинным. Вначале обитель превратили в казармы, а потом и вовсе разрушили. До 2005 года на этом месте была открытая автостоянка.


ДРУГИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

ПРОМЕНАД ЭСПОЛОН (Paseo del Espolón)
Самая посещаемая «улица» Бургоса, засаженная деревьями и кустарниками. Больше напоминает парк, чем улицу. Неудивительно, что она стала излюбленным местом досуга местных жителей и воспринимается ими как своеобразный «Салон» на открытом воздухе. Это необычное пространство появилось в конце XVIII в. и его нынешний облик складывался весь следующий век. Эсполон располагается между Аркой Санта Мария и Главным Театром.
ПЛОЩАДЬ МАЛОГО РЫНКА (Plaza del Mercado Menor)
Более известна как Главная Площадь (Пласа Майор /la Plaza Mayor). Речь идет о пространстве в форме неправильного многоугольника, расположенного рядом с Эсполоном, в самом центре старого города. Первоначально ее называли площадью еженедельных рынков. Эту привилегию город получил из рук королей Фернандо Католика и Карлоса I/Карла V. Благодаря монаршьей милости стала основным центром коммерческой активности в Бургосе. Здесь находились Ворота Возов, через которые в город завозили товары. По периметру, под сенью портиков, располагались торговые ряды. После реформы 1791 года сюда переместился административный центр Бургоса. Ворота Возов и городскую стену снесли, освободив место для строительства новых домов. В результате площадь сместилась к югу и вышла к реке за пределы старой городской стены.
УЛИЦА ФЕРНАН ГОНСАЛЕС (Calle de Fernán González)
Улица пилигримов, совершающих паломничество по «Камино де Сантьяго». Начинается возле церкви Сан Хиль и, постепенно взбираясь в гору, идет на запад, огибая Собор.
На этой улице немало интересных сооружений и исторических зданий, в том числе Арка Фернана Гонсалеса (Arco de Fernán González). Ее возвел в 1586 г. архитектор Хуан Ортега-де-Кастаньеда (Juan Ortega de Castañeda). Памятник прославляет первого независимого графа Кастилии. В верхней части арки изображены геральдические знаки Фернана Гонсалеса.
ПЛОЩАДЬ ГЛАВНОГО РЫНКА (Plaza del Mercado Mayor)
Находится перед домом Кордон (Casa del Cordón). В Средние Века здесь находился торговый центр города. После строительства Портиков Антон (soportales de Antón) в начале XIX века оказалась поделенной на две части.
ЛАС ЛЬЯНАС (Las Llanas)
Этим названием обозначается часть исторической застройки Бургоса расположенной между Собором, улицей Лаин Кальво (calle Laín Calvo) и городской стеной. В пределах этого пространства сосредоточено множество старинных домов, церквей, площадей и арок. В настоящее время эта часть города стала центром праздничных мероприятий, а также излюбленным местом досуга молодежи и студентов (особенно в выходные дни).
ЗДАНИЕ ГОРОДСКОГО СОВЕТА (Ayuntamiento)
Ратуша была построена в 1787 г. по проекту архитектора Вентура Родригес (Ventura Rodríguez) в неоклассическом стиле. На нижних колоннах есть любопытные метки. Они соответствуют подъему уровня воды реки Арлансон, которая периодически выходит из берегов и затопляет Бургос.
СТЕНЫ БУРГОСА (Murallas de Burgos)
Город был полностью обнесен каменной стеной как минимум с XIII века. Расширение Бургоса (ensanche burgalés) происходившее в XIX – XX вв привело к тому, что часть оборонительной системы была снесена. Однако отдельные части стены можно увидеть и в наши дни:
1. ПРОМЕНАД ДЕ ЛОС КУБОС (Paseo de los Cubos). Здесь сохранилась часть стены, окружавшей город в XIII в.. На этом участке в каменную ленту встроены полукруглые башни. Они дали название всей улице: слово «el cubo» означает башня. Почти в самом конце променада находится арка, известная как ворота в еврейский квартал (худерию).
2. АРКА САН ХИЛЬ (Arco de San Gil)
Северные ворота города. Раньше к ним была пристроена башня, известная как «Башня Затворниц». Говорят, что в этой башне обитали женщины, желавшие искупить грех или просто уйти от мира и медитировать. К сожалению, памятник со столь неординарной славой снесли. Однако сами ворота остались.
3. АРКА САН МАРТИН (Arco de San Martín)
Арка в форме замочной скважины построена арабскими мастерами мудехарами из кирпича и камня. Эти ворота использовались для торжественных королевских въездов в город, через них паломники покидали Бургос и продолжали свой путь в Сантьяго. Раковина паломника к мощам Святого Иакова на арке является тому подтверждением.
4. АРКА САН ЭСТЕБАН (Arco de San Esteban) располагается неподалеку от замка, на одноименной улице Сан Эстебан. К воротам примыкает кусочек крепостной стены. Пожалуй, это самый «натуральный» участок укреплений средневекового Бургоса.
Говоря об оборонительных сооружениях Бургоса нельзя не упомянуть церковь Сан Хиль. Северная часть храма повторяет маршрут городской стены, что свидетельствует о значении религиозных зданий и прочих строений в защитной системе городов.
ВИА АКВИТАНА (Vía Aquitana)
Участок дороги единственный след римского прошлого в Бургосе. Судя по всему, это часть тракта связывавшего античные города и селения на севере Пиренейского полуострова по оси восток-запад.
• МОСТЫ (Puentes)
Мост Святого Петра связывает обнесенный стеной город с бывшим монастырем Святого Петра. Когда-то мост защищала одноименная башня. Как утверждают старожилы, мост построен на средства братства «Волхвов», основанного графом Фернаном Гонсалесом (Fernán González). В народе этот средневековый клуб называли «Братством 13 Рыцарей», поскольку устав ограничивал число членов чертовой дюжиной.


ПАРКИ И ЗЕЛЕНЫЕ ЗОНЫ БУРГОСА

Большая часть парковых зон Бургоса расположена по берегам реки Арлансон. Соединяясь, они образуют зеленый сквозной коридор, пронизывающий весь город.
ПАРК ЗАМКА (Парке дель Кастильо /Parque del Castillo)
Зеленые легкие города. Город сползал вниз по южному склону одноименного холма. С течением времени верхние районы обезлюдели. После взрыва самой крепости на холме остался только военный лагерь. В 50-х годах прошлого века инженер Мариано Жакото (Mariano Jaquotot), ставший впоследствии алькальдом Бургоса, решил привести в порядок вершину холма, которая на тот момент была совершенно запущена. Так среди руин замка появился парк с центром охраны птиц, спортивными площадками, цветниками и смотровой площадкой, откуда открывается прекрасный вид на город и особенно на Собор.
БЕЛЫЕ ФОНТАНЫ (Фуэнтес Бланкас /Fuentes Blancas)
У реки Арлансон, недалеко от Картухи Мирафлорес раскинулся обширный парк. Здесь есть собственный насыпной пляж, прогулочные велодорожки, спортивные и детские площадки. Свое низвание парк получил из-за многочисленных родников (del Prior, de la Teja, de la Salud и de los Castaños).
ПАСЕО ДЕ ЛА ИСЛА (Paseo de la Isla) – один из самых замечательных парков города. Он расположен на правом берегу реки Арлансон. Слово «остров» (исла) появилось в названии не случайно. В прошлом территория парка действительно находилась на изолированном островке земли, отделённом от города руслом реки и каналами. Парк представляет собой настоящий ботанический сад очень подходящий для романтических прогулок. Среди зелени укрыто немало настоящих произведений искусства: бюст Сервантеса; Арки Кастильфалé (Arcos de Castilfalé); фонтан из легендарного монастыря Сан Педро де Арланса (Monasterio de San Pedro de Arlanza); подлинный романский портал церкви Сересо де Рио Тирон (Cerezo de Río Tirón).
ПАРК ЭЛЬ ПАРРАЛЬ (Parque de El Parral)
Расположен почти напротив Пасео де ла Исла между Монастырем Уэльгас (Monasterio de las Huelgas) и Королевским приютом (Hospital del Rey).
ПАРК ДЕ ЛА КИНТА (Parque de la Quinta)
Городской ботанический сад. Он связан прогулочной аллеей с парком «Фуэнтес Бланкас» (Fuentes Blancas) и центром города.
ПАРК ФЕЛИКС РОДРИГЕС ДЕ ЛА ФУЭНТЕ (Parque de Félix Rodríguez de la Fuente)
Другие парки и зеленые зоны Бургоса:
• Парк на реке Вена (Parque Lineal del Río Vena). Тянется по берегу реки Вена от Площади Испании (Plaza de España) до восточной окраины города.
• Променад Эсполон (Paseo del Espolón). Пролегает между Аркой Санта Мария и зданием Главного Театра. В прошлом здесь проходил тракт Мадрид-Байона (Франция), а наблюдение за нескончаемым потоком возов с товаром и дилижансов был тогда главным развлечением жителей Бургоса.
• Променад Эсполансильо (Paseo del Espoloncillo).
Маленький Эсполон – зеркальное отражение старшего брата на противоположной стороне реки.
• Берега реки Арлансон (Ribera del río Arlanzón)
Как и следует из названия, эта зеленая зона тянется по берегам Арлансона – на всем протяжении русла реки. Связана с парками «Фуэнтес Бланкас» и «Пасео де ла Исла»