Война, ставшая праздником

Кантабрийские войны. Х серия27 Год до Рождества Христова. «Вся Галлия…». Ах да, не только Галлия… «Вся HISPANIA во власти Рима. Вся? Не совсем!» Один маленький воинственный народ продолжает свободно жить на Севере Пиренейского полуострова. Имя этого народа – кантабры.
Возможно, кто-то узнал слегка перефразированное начало историй о французском герое – Астериксе. И это не случайно. Кантабры во многом, если не во всем, походили на жителей маленькой галльской деревушки, где друид Панорамикс варил свой волшебный отвар. Предками обоих народов были кельты, а, как известно, «гены пальцем не затрешь».
Римские историки впервые упомянули кантабров, которые жили по берегам Эбро, в 195 г. до н.э. К концу II в. до н.э. этот народ приобрел столь широкую известность своей воинственностью, что римский консул Манций написал: «Кантабры побеждают своей Славой еще до начала битвы». Самый яркий пример правильности его слов – события 137 г. до н.э. Стоило только распространиться слуху о приближении кантабров к Нумансии, городу кельтиберов, как римляне тут же сняли с него осаду. Позже племена Севера Испании не раз приходили на выручку своим собратьям – кельтам. Кантабры отстаивали свободу Галлии (56 г. до н.э.) и сражались с самим Гаем Юлием Цезарем (49 г. до н.э.). Вот такой воинственный, дикий и свободолюбивый народ жил под боком у всемогущего Рима и наводил ужас на его законопослушных граждан. Долго так продолжаться не могло.
В 27 г. до н.э. Рим обрушился на земли кантабров всей своей мощью. Понадобилось два года, чтобы частично усмирить непокорный народ. Но конец войны наступил лишь в 19 г. до н.э. 7 легионов (70000 вооруженных до зубов солдат) под предводительством Марка Агриппы высадились в Пуэрто Викториае (современный Сантандер) и двинулись вглубь территории Кантабрии. Кровавые сражения и стычки случались беспрерывно. В конце концов, римлянам удалось подавить последние очаги сопротивления местных жителей. Завоеватели не щадили никого. Все мужчины, способные носить оружие и сражаться были казнены. В Риме решили, что сопротивление кантабров окончательно подавлено и объявили войну оконченной. И ошиблись. В 16 году до н.э. непокорный народ вновь восстал.
С той поры минуло более 20 веков, Римская Империя распалась, да и Кантабрия сейчас совсем другая. Но, оказывается, память поколений способна оживлять события далекого прошлого, одновременно наполняя их новым содержанием. Именно так и родился на рубеже ХХI века праздник «Кантабрийские войны».
Щиты римских легионеров10-й год подряд в местечко Корралес де Буэлна (Corrales de Buelna), Кантабрия, стекаются римские легионы и местные племена, чтобы помериться силами «на поле брани». Все как в прошлом – одежда, оружие, еда, образ жизни, обычаи. С одним маленьким, но существенным отличием. Когда бой окончен, павшие воины восстают из мертвых, чтобы присоединиться к всеобщему веселью.
В последнюю пятницу августа римские легионы со всей Испании подтягиваются в Корралес де Буэлна. Сюда же стекаются племена кантабров. Участники праздника открывают свои лагеря. В нынешнем 2010 году кантабры установили 20 палаток и 13 – римляне. Десять лет назад их было лишь 7 и 5, соответственно. Зажигается Священный Огонь Праздника, который будет гореть до первого воскресенья сентября – дня окончания очередной войны. Римляне открывают Храм Януса, где приносят жертвы своему божеству начала и конца. Суббота начинается конкурсом римской и кантабрийской кухни. Затем прибывает император Август и обращается с приветственной речью к легионам. Происходит первая битва. Пленных кантабров продают на рынке рабов и отправляют в школу гладиаторов. Заканчивается день совместным концертом традиционной музыки и танцами. В воскресенье армия Августа прибывает в Сантандер (бывший Пуэрто Викториае). 13 легионов в парадном строю проходят по главным улицам столицы Кантабрии, откуда возвращаются в Корралес де Буэлна. Император благодарит воинов за мужество и отвагу. На чело Августа возлагают венок триумфатора, после чего он передает командование легионами своему преемнику и отбывает в Таррако (Таррагону). Затем наступает очередь племен, которые празднуют кантабрийскую свадьбу.
В первую пятницу сентября праздничное действо возобновляется. Совет племен принимает решение о возобновлении нападений на владения Рима. Кантабры устраивают факельное шествие и ритуальную дуэль. Утром в субботу открывается средневековый рынок, и проводятся всякие забавные соревнования (метание виноградин, а потом и сандалий). Ближе к вечеру собирается Римский Сенат, который отправляет Агриппу на усмирение кантабров. За прибытием Агриппы к войскам следует очередная битва – не на жизнь, а на смерть. Кантабры, уцелевшие в сражении, мужественно принимают смерть на крестах. Воскресенье – последний день праздника. Устраивается конкурс безалкогольных напитков и отваров, военный парад римских воинов и сатурналии в честь победы. Потом следует шествие племен, провозглашение Пакс и Лекс Романа и закрытие храма Януса. От Священного огня, поджигают бикфордовы шнуры фейерверков и небо озаряется яркими огнями. Все. Война на этом закончилась, но в следующем году римляне и кантабры встретятся снова и все повториться опять.
В 2007 г. Кантабрийские войны получили статус Праздника Национального Туристического Значения, что довольно необычно для столь «молодого» празднества.
Сайт праздника: «Кантабрийские Войны»

Коррадес де Буэлна на картеСправка
Городок Корралес де Буэлна, столица одноименного муниципалитета в Кантабрии, находится у реки Бесайа (río Besaya) в 12 км от Торрелавеги (Torrelavega) и в 32 от Сантандера (Santander), столицы Кантабрии (дорога А-67).
Среди его достопримечательностей выделяют прероманские стелы в Баррос (Barros) и Ломбера (Lombera), а также летние дворцы, которые находятся в зоне парка Расилья (parque de la Rasilla). Среди них Дворцы графов Мансилья, Бустаманте и Кихано.

Читайте также:

комментария 2

  1. zyjlnrpx:

    Очень познавательный сайт, почитываю с удовольствием.

  2. Shkuratov:

    Поздравляю, Ваша статья очень хороша 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Покажите, что Вы человек: *