Гадитанский карнавал

Что означает слово карнавал более или менее ясно, но кто такие «гадитане» и где они живут? Искать город с похожим именем на современной карте Пиренейского полуострова бессмысленно, ибо его там нет. Но стоит покопаться в прошлом и гадитане найдутся, и не где-нибудь, а в «Серебряной чашечке», застывшей на синей скатерти Атлантики. Сравнение Кадиса с благородной посудой – одно из многочисленных проявлений безграничной и свободной фантазии жителей этого города.
Считается, что торговое поселение финикийцев на месте нынешнего Кадиса возникло очень давно – за 1000 лет до рождества Христова. В те далекие времена город у Геркулесовых столбов был известен как Гадир, что означало место, обнесенное крепостной стеной. По мере того, как сюда приходили все новые народы, произношение названия менялось, пока топоним Гадир/Гадейра/Гадес стараниями арабов не превратился в Кадис. А вот жители города так и остались гадитанами, которые ведут свою родословную от Гадира, царя атлантов, сына повелителя морей Посейдона и брата Атласа.
Время античных богов и героев совпало с расцветом Кадиса, но вместе с падением Римской империи город потерял былое значение торгового перекрестка на пути между Европой и Африкой. Когда в XVI в. золото и колониальные товары из Америки нескончаемым потоком потекли в Европу, Кадис пережил второе рождение. Тогда же здесь обосновались итальянские купцы. Их колония была настолько многочисленна, что чужеземные традиции вошли в плоть и в кровь гадитан. Спустя много лет, уже в середине XIX в., русский путешественник заметил: «Сам характер жителей Кадиса, как-то резко отличается от характера жителей других областей Испании». Частично, мнение нашего соотечественника разделяют и испанцы. Среди них бытует убеждение, что гадитане – самые жизнерадостные, вольнолюбивые, веселые и находчивые люди на всем Пиренейском полуострове. А «виной» тому – карнавал, праздник, который предшествует Великому посту. Во время разнузданного ритуала «прощания» с мясом упомянутые выше «особые» качества гадитан цветут пышным цветом.
С течением времени карнавал в Кадисе приобрел небывалый размах и получил почетное звание Праздника международного туристического значения. А в 2010 году два самых знаменитых карнавала Испании: в Кадисе (Андалусия) и Санта Крус де Тенерифе (Канарские о-ва) побратались. Однако родственники они относительные. Мать у них одна – испанская душа, а вот отцы – разные. Карнавал на Тенерифе вырос из африканских верований и ритмов, тогда как его сводный брат на континенте унаследовал артистизм и традиции балов маскарадов от венецианских и генуэзских купцов. Вещественные доказательства: маски и полумаски, серпантин и конфетти – явно указывают на итальянское происхождение.
Своей славой карнавал в Кадисе обязан артистизму гадитан и их безграничной преданности этому празднику. Власти постоянно пытались уничтожить традицию, накладывали различные запреты и ограничения, но жители города их как бы не замечали или ловко обходили. В жестокие времена абсолютизма приказы посланцев короля не могли заставить гадитан прекратить празднования, чему есть документальные свидетельства. В письме от 7 февраля 1652 г. генерал Менкос жаловался на рабочих кадисской верфи, которые «отказывались ремонтировать корабль, поскольку они отмечают карнавал». Когда власти запрещали маски – гадитане, «в знак протеста», раскрашивали лица. Война с Наполеоном и осада французскими войсками Кадиса не стали помехой для веселой встречи Великого поста. Запрет на карнавал, наложенный муниципальными властями 20 февраля 1816 г., гадитане попросту проигнорировали.
В 1861 г. хозяева города решили применить испытанный способ борьбы с проявлениями народного своеволия, а именно: «организовать и возглавить». Карнавал наконец-то получил статус официального городского праздника, но победить вольнолюбивый дух гадитан и их страсть к самовыражению бюрократы так и не смогли. Зато деньги из городской казны пришлись очень кстати и добавили карнавалу красок. В 1862 г. появились: общественные места для проведения балов, уличные эстрады для выступлений карнавальных групп, фейерверки. Алькальд, по имени Генуэзец (Eduardo J. Genovés), ввел в 1884 г. предварительную цензуру на тексты хоров и куплетов. Однако, и эта мера не особенно помогала в борьбе с народным юмором и сатирой. Исполнители частенько «забывали» утвержденные тексты и, как следствие, оказывались за решеткой.
Даже в суровые времена Франко, когда любые несанкционированные властями проявления народных традиций сурово пресекались, карнавал продолжал жить в подполье. Мало того, в некотором роде он возродился, после того как надел маску Традиционных гадитанских праздников (Fiestas Típicas Gaditanas). Под ней карнавал скрывался с 1950 по 1976 гг. Конечно то была «одомашненная» и бледная копия подлинно народного празднества, тем не менее – традиция не прервалась.
Сейчас можно только догадываться какие чувства испытали жители Кадиса на «похоронах» ненавистного франкистского праздника, которые состоялись 5 февраля 1978 г в пять с четвертью вечера. Этот печальный ритуал «исполнила» карнавальная группа «Гильотина».
Участники хора и процессии, сопровождавшие гроб с телом «покойного», нарядились в костюмы времен великой французской революции. Барабаны отбивали ритм траурного марша, один «священнослужитель» шел с чем-то отдаленно напоминающим кадило, а другой нес кухонный молоток, который изображал кропило. Четверо палачей держали на плечах гроб, увешанный погребальными венками с надписями: «На вечную память от городского совета», «Висенте тебя не забудет», «От огурчика с любовью», «От твоих подружек – ярмарочных палаток» и т.п. Следом печатали шаг 4 солдата революции. Женщины в трауре ужасно рыдали, некоторые в знак глубокой скорби несли зажженные свечи. Музыканты группы наигрывали на дудочках то карнавальные ритмы, то траурные марши. Гроб сопровождала большая группа в масках. Ведь при Франко они были под запретом. Многочисленная публика, наблюдавшая за погребальным шествием, выражала свое одобрение аплодисментами и громким хохотом.
Шуточные музыкальные миниатюры подобные «Похоронам» и есть то главное, что отличает гадитанский карнавал от других праздников «прощания с мясом». Костюмированные представления жителей Кадиса отличают: спонтанность и безграничная фантазия, свобода самовыражения, смесь здорового юмора и злободневной сатиры, и, что немаловажно – исполнительское мастерство. Его неуклонному росту способствует конкурс карнавальных групп, который проводится в Гран Театро Фалья (Gran Teatro Falla). Он стартует задолго до официального начала праздника. В 1981 году зрители впервые получили возможность следить за ходом этого музыкально-юмористического соревнования по телевидению. Трансляции только добавили популярности конкурсу, а число карнавальных команд выросло (сейчас более 100). Пришлось даже ввести стадию ¼ финала. В конкурсе принимают участие четыре разных типа групп:
* Хоры (coros) – исполняют свои произведения на три голоса под аккомпанемент гитары, лютни и бандуры. В их состав может входить до 35 певцов и 10 музыкантов. Хоры специализируются на исполнении танго.
* Компарсы (comparsas) – исполняют свои произведения на два голоса в сопровождении большого и малого барабанов, 3 гитар (макс.) и карнавальной свистульки, которая задает тональность. Общее количество членов не более 15. Чаще всего исполняют пасадобли.
* Чиригота (сhirigota) – самый распространенный вид карнавальной команды. Насчитывает до 12 участников поющих в одной тональности. Их инструменты: 2 гитары (макс), малый и большой барабаны, а также свистулька. Жанр чиригот – куплеты.
* Квартет (cuartetо) – количество участников варьируется от 3 до 5. Они выступают под аккомпанемент свистулек. Квартетам лучше всего удаются пародийные номера.
Участники гадитанской «художественной самодеятельности» начинают готовиться к конкурсу минимум за полгода до его начала. Пишут оригинальные тексты, сочиняют музыку и репетируют, репетируют… Недаром билеты на представления в Гран Театро не продаются, а разыгрываются. Финал конкурса приходится на четверг – первый день карнавальных празднеств, которые продолжаются целых 10 дней. Еще один рекорд жителей Кадиса.
В пятницу, после официального открытия праздника, карнавал выходит на улицу. В этот день проходят выборы Богини Карнавала (Diosa del Carnaval) и ее Нимф (las Ninfas), а на многочисленных эстрадах группы показывают свои музыкальные номера. Вечер заканчивается фейерверком и балом в честь Богини и ее Нимф.
Третий день – суббота, отмечен очень важным для ветеранов карнавалов событием (Homenaje al comparsista). Проходит церемония вручения «Золотой полумаски» («Antifaz de Oro») – награды за большой личный вклад в карнавальное движение. Продолжаются балы, выступления групп.
В воскресенье хоры собираются вокруг Центрального рынка (Mercado Central) и начинается музыкальная карусель, которая продолжается несколько часов. Другое запоминающееся событие дня – кавалькада (la Cabalgata) или парад участников, который проходит по проспекту, на въезде в город. Заканчивается шествие впечатляющим фейерверком над замком Санта Каталина (Castillo de Santa Catalina).
В течение следующей недели проводятся конкурсы карнавальных костюмов, балы маскарады, а группы продолжают радовать жителей своими музыкальными юморесками.
В завершающий день праздника, повторяется воскресная программа с каруселью карнавальных групп и детским парадом участников, который проходит по центральным улицам Кадиса.
Праздник «прощания с мясом» в Кадисе настолько популярен, что найти свободные номера в гостиницах города в дни карнавала практически невозможно. Желающим окунуться в разноцветное половодье самых невероятных костюмов и послушать уличные выступления многочисленных официальных и т.н. «нелегальных» групп (тех, что не участвуют в конкурсе) стоит озаботиться о жилье заранее. Правда «героям» стоит запастись затычками для ушей, поскольку веселье продолжается до рассвета. Спокойнее остановиться в одном из соседних городков и уже оттуда совершать набеги на праздничный Кадис. Причем лучше всего пользоваться общественным транспортом (поезд или катер), поскольку найти место для парковки автомобиля непосредственно в городе затруднительно. Основные события карнавала происходят в районе Ла Винья, а также на площади Сан Антонио (La Plaza de San Antonio) и улице (калье) Анча (calle Ancha).
День начала Великого поста совпадает с т.н. «маленьким карнавальчиком». Гадитане даже здесь проявили свое вольнолюбие и радуются жизни чуть дольше, чем это официально позволено церковью.

© 2011. 2hispania.ru

Даты карнавала в Кадисе до 2020 года:
2011 – с 3 по 13 марта
2012 – с 16 по 26 февраля
2013 – с 7 по 17 февраля
2014 – с 27 февраля – 9 марта
2015 – с 12 по 22 февраля
2016 – с 4 по 14 февраля
2017 – с 2 по 12 марта
2018 – с 8 по 18 февраля
2019 – с 28 февраля по 10 марта
2020 – с 27 февраля по 8 марта

10 самых необычных карнавалов в Испании
* Кадис (Cádiz)
* Тенерифе (Tenerife)
* Лас Пальмас де Гран Канария (Las Palmas de Gran Canaria)
* Таррагона (Tarragona)
* Мурсия (El carnaval de águilas de Murcia)
* Сьюдад Родриго (Ciudad Rodrigo) в провинции Саламанка (Кастилия и Леон)
* Ласа (Laza) в провинции Оренсе (Галисия)
* Лантс (Lantz) в Наварре
* Бадахос (Badajoz)
* Аликанте (Alicante)

Подготовлено с использованием материалов официального сайта Аюнтамьенто Кадиса и испанской Википедии ( статья Карнавал в Кадисе).

Вам может также понравиться...

комментария 4

  1. admin:

    И Вам спасибо, что прочитали и оценили 🙂

  2. Елена:

    Спасибо, очень интересно!

  3. Landi:

    спасибо за статейку

  4. Груша:

    красиво, сделал! Благодарю!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Покажите, что Вы человек: *