Белéн с сюрпризом.

Праздника никогда не бывает много. Не знаю как Вы, а испанцы, настоящие виртуозы по части «отмечаний», наверняка со мной согласятся. Недаром в декабре-январе они празднуют сразу три события, связанные с окончанием очередного календарного цикла: Рождество (24/25 декабря), Новый год (31/1) и День Волхвов (6 января). Праздники плавно перетекают один в другой, а вся новогодняя эпопея, с учетом интенсивной подготовки, длится целый месяц. Ведь главные приметы приближающихся торжеств: богато украшенные елки на площадях, иллюминация на улицах, рождественские рынки и Белéнес – инсталляции на тему «Рождение младенца Иисуса в Вифлееме», появляются в больших и малых городах Испании сразу после 8 декабря.

Традиция строительства макетов библейского Вифлеема, города, где явился миру Сын Божий, пришла в Испанию относительно недавно – в середине XVIII в., вместе с королем Карлом III, который до того правил Неаполем. Из Италии Карл привез в Мадрид любовь к инсталляциям на тему Рождества. Аристократам ничего не оставалось, как с восторгом принять королевское хобби и разделить его с монархом. А как же иначе? Хочешь быть в фаворе у власть имущих, следуй заповеди: «Делай как Я!» – играй в теннис, катайся на горных лыжах или украшай свой дом вертепами.
Суд времени «оправдал» Карла и спустя три века новогодние празднества в Испании просто невозможно представить без Белéнес. Фантазия «строителей» просто неисчерпаема. Кроме главных героев: Иосифа, Марии и младенца Иисуса, а также обязательных «актеров» второго плана: домашних животных, пастухов и Волхвов, появилось множество персонажей, которые взяты из повседневной жизни того или иного городка или селения и не имеют прямого отношения к рождественской истории. Вот оно – настоящее народное признание. Материалы, применяемые создателями Белéнес, тоже самые разнообразные. В дело идет все, что есть под рукой: картон и позолоченная бумага, дерево, воск, папье-маше, кожа и даже … песок, копченая колбаса и шоколад. В самых изысканных «Вифлеемах» руки и ноги фигурок движутся, а сами они умеют выполнять простейшие действия. Вероятно, один из самых старых образцов такого «одушевленного» вертепа находится в церкви Святой Марии в городке Лагуардия (Алава, Страна Басков). Хранящаяся там инсталляция сцены Рождения Христа относится к эпохе Барокко, а ее движущиеся фигуры выполнены из кожи, ткани и дерева. После рождественской мессы, под аккомпанемент живого ансамбля волынщиков, кукольные пастухи пускаются в пляс, кружатся и стучат посохами, а фигурки баранов начинают бодаться друг с другом.
В некоторых исторических регионах Испании распространены куда более «оригинальные» традиции оформления Белéна, которые могут, как минимум, вызвать недоумение у «истинно верующих». За примерами далеко ходить не надо. Достаточно в предновогодние дни зайти в шикарный торговый центр «Маремагнум» в Барселоне и подивиться на непривычное сочетание «возвышенного» и «земного». Тут стоит шестиметровая статуя, нет – не Санта Клауса, а «очень похожего на него» персонажа со спущенными штанами. При этом явно видно, что огромная кукла справляет «большую нужду», поскольку результаты ее «трудов» виднеются среди рождественских украшений и подарков. Зовут этого персонажа «Каганер», а по-русски – «Серун». Он непременный участник композиций на тему рождения Иисуса, которыми на Рождество украшены улицы и дома в Каталонии, Валенсии и Андорре. Каганера обычно прячут под кустиком или другом укромном уголке «Вифлеема». Правда ревнителям чистоты физической и духовной от этого не легче. По соображениям «политкорректности», в 2005 году фигура «каганера» была исключена из Белéна Барселоны. Решение городских властей вызвало демонстрацию протеста, и уже на Рождество следующего года Каганер с триумфом вернулся в столицу Каталонии.
Откуда же взялся «Каганер в Белéне»? И почему каталонцам так важно присутствие фигурки испражняющегося человечка в явно религиозной сцене?
Самые простые и наивные теории на этот счет – «чтобы было весело или как развлечение для детей» – появились уже после возникновения самой традиции и, по большому счету, ничего не объясняют. Правильный ответ надо искать в другом направлении. Например, стоит вспомнить Евангелие от Луки, где рассказано о природных явлениях, которые сопровождали рождение божественного младенца. На основании описаний Луки богословы заключили, что Иисус появился на свет не в декабре, а, скорее всего, в конце сентября – начале октября. Неожиданный поворот. Так чье же рождение празднуют христиане 25 декабря (в том числе в России, согласно церковному календарю)?
Загадка? И да, и нет, особенно если вспомнить, что на конец декабря приходится зимнее солнцестояние. После него день начинает прибавляться, а ночь становится все короче и короче. Получается, что в конце декабря происходит «рождение», а вернее «возрождение» повелителя «всего сущего на земле» – Солнца. Наши древние предки не прошли мимо этого «астрономического» факта и отмечали его, славя своих богов. Такие сакральные праздники существовали в Древнем Египте, Персии, Греции и Риме, у племен кельтов, обитавших на Севере Европы и даже индейцев доколумбовой Америки. Библейская история Рождества Христова стыдливо прикрыла языческую суть праздника, но «корни», на которых произрастает рождественская ель и другие новогодние традиции никуда не делись. А Каганер – еще один «гость из прошлого», свидетельствующий, что последний большой праздник года возник гораздо раньше, чем христианство. Смысл и символическое значение фигурки человечка, удобряющего почву, надо искать в самом начале истории, в том времени, когда люди мыслили совсем не так, как мы. И даже в простых проявлениях человеческой физиологии усматривали глубокий магический и сакральный смысл. Спустя тысячи, а может быть десятки тысяч лет, остается только гадать, почему древние придавали мистическое значение акту дефекации, но зато теперь понятно – откуда в Белéне появился Каганер. В оригинальном варианте им был крестьянин, занятый удобрением земли – явное выражение надежды на хороший урожай и процветание хозяйства (семьи) в наступающем году. Возможно из-за этого фигурка, занятая столь странным делом в сцене рождения Христа, превратилось сегодня в своеобразное пожелание благополучия и процветания.
Примерно в 40-х годах прошлого века изображение Каганера было слегка модифицировано. Так что сейчас на новогодних рынках Каталонии и в Интернет магазинах «Кáкатель» предстает в самых разных ипостасях. Это может быть «Санта Клаус», один из игроков сборной Испании по футболу, известный светский персонаж либо политик. Предложение порождает спрос или наоборот?
Другой, гораздо более древний каталонский, арагонский и окситанский обычай, именуемый «Тио Надаль» (Рождественский Дядюшка) или «Тронк» (Ствол дерева), вполне возможно прадедушка «Каганера из Вифлеема». Когда-то этот персонаж был простым бревном, которое бросали в огонь в дни зимнего солнцестояния, чтобы всем членам рода было тепло. Таково современное рациональное объяснение, но не исключено, что для древних этот ритуал имел совершенно иное значение. Со временем «Рождественский дядюшка» превратился в нечто среднее между «Дедом Морозом» и Каганером. На первого он похож тем, что дарит детям сладости и мелкие подарки, а на второго – способом их вручения. Недаром его народное прозвище «Кага Тио» (Кáкающий Дядюшка).
Приходит «Ствол» в дом обычно 8 декабря. Встречают его как дорогого гостя, сажают поближе к огню, регулярно кормят и поят, чтобы 25 декабря он одарил детей сладостями. Нельзя сказать, что подарки достаются младшим членам семейства даром. Сначала дети уговаривают «Дядюшку» стишками и веселой песенкой с угрозами, а если слова не действуют, то деревянного гостя слегка бьют. В конце концов, из чрева «Кага Тио» начинают сыпаться леденцы, конфеты, турроны и другие лакомства. Но возможности «Рождественского дядюшки» не беспредельны. Сигналом к окончанию пиршества служат, в зависимости от района, соленая селедка, головка чеснока или лука, а кое-где «Кага Тио» просто «писает» на пол.
На испанской земле живут и другие забавные рождественские персонажи, такие как «Олентцеро» (Наварра и Страна Басков), «Эстеру» (Кантабрия), «Апалпадор» (на востоке Галисии).
От лица всех новогодних персонажей Пиренейского полуострова желаем Вам много радости, веселья и хорошего настроения в наступающем 2011 году, который будет также и Годом Испании в России.

Счастливого Рождества!

© 2010. 2hispania.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Покажите, что Вы человек: *