“Молись и трудись”

Святой Бернар«Ora et Labora» (Молись и трудись) – простая и понятная заповедь Бернара Клервоского (Святого Бернара), определила порядок, которому сотни лет подчинялась жизнь в монастырях, принадлежавших Ордену Цистера (Сито). Популярность «белых монахов» – так звали цистерцианцев за цвет их одежд – была особенно велика в XI – XIII вв. К концу этого периода в орден входило более 700 аббатств, разбросанных по всей Европе. Затем наступили трудные времена. Реформа церкви в Англии, торжество протестантизма в Центре и на Севере Европы, Великая Французская революция, отъем недвижимости у монастырей в Испании (декрет Мендисабаля 1835 г.) – далеко не полный перечень событий, из-за которых обители «истинных отшельников» лежат в руинах, а относительно хорошо сохранившиеся монастыри – большая редкость. Сей факт не может не огорчать, поскольку цистерцианцы были единственным религиозным орденом, создавшим свой уникальный архитектурный стиль. А потому несколько монастырей ордена Цистер включены в список «Мирового Наследия Человечества ЮНЕСКО». Один из них – Королевский монастырь Поблет (Каталония, провинция Таррагона), в связке с 2-я другими памятниками, – историко-архитектурным ансамблем Сантес Креус и действующим женским монастырем Вальбона-де-лас-Монхас, образует знаменитый «Каталонский треугольник Цистера». А вот аналогичная геометрическая фигура, начерченная белыми монахами на карте соседнего Арагона: ВЕРУЭЛАПЬЕДРАРУЭДА – не столь известна, хотя хороша своей, особой красотой.

Карта цистерианского треугольника Арагона

Главное отличие вершин «Арагонского треугольника» – божественная природа, окружающая скромные, но бережно хранимые творения тех, кто в своем стремлении стать ближе к Богу, добровольно отказывался от жизни в суетном мире людей. Еще одна приятная особенность «Цистера в Арагоне» – гостиницы, открытые в каждом из трех монастырей. Гости живут в кельях со всеми современными удобствами, но по ночам их нередко посещают странные сны-воспоминания о днях давно минувших.

ЦИСТЕРЦИАНЦЫ, КТО ОНИ?

Движение белых монахов возникло на рубеже XI – XII вв. внутри религиозного ордена бенедиктинцев. К тому времени орден, основанный веком ранее, успел сойти с праведного пути предначертанного Святым Бенедиктом. А раз так, то появились «реформаторы», пытавшиеся возродить утраченную традицию чистого служения Господу. К их числу относился и некий Робер, аббат монастыря бенедиктинцев в Малесмо (Франция – Бургундия). Он попытался совершить маленькую революцию в своей обители, но поддержки у братии не нашел. Надо признать, что требования Робера и вправду выглядели «чрезмерными». Вдумайтесь – он возжелал, чтобы монахи – люди благородного происхождения – пачкали руки в земле. А еще, «мятежный» аббат решил отказаться от церковной десятины и даров мирян. Дескать Св. Бенедикт считал, что братия должна жить исключительно результатами своего труда. Оскорбительно и глупо с точки зрения здравого смысла, не правда ли? Так, что несогласных можно понять. Не для того они шли в монастырь, чтобы трудиться в поте лица своего. Их «бизнес» – забота о спасении душ мирян, за что они должны кормить монахов.
Однако Робер оказался непрост, и нашел способ наказать непокорных. Аббат оставил монастырь, и с небольшой группой сторонников согласных жить по новым правилам основал новую обитель в Сито. Замечательный получился скандал. Робера долго уговаривали вернуться в обесчещенный монастырь, и, в конце концов, вынудили его смилостивиться. Подозреваю, что мятежный аббат согласился «простить» отступников в Малесмо только ради сохранения обители в Сито. Руководство ей он передал одному из своих ближайших сподвижников.
Жизнь небольшой группы монахов на новом неосвоенном месте была очень тяжкой. Братья существовали в полной изоляции от внешнего мира, много трудились в поле и неустанно молились в церкви. Спали как солдаты в карауле – не раздеваясь, и не более 4-6 часов (продолжительность сна зависела от времени года). Ели мало, в основном то, что Бог пошлет. Зимой – одна трапеза, летом – две. Мало того, «монастырская диета» запрещала употребление в пищу мяса четвероногих животных.
Неизвестно чем бы закончилась история нетипичной обители в Сито, не задержись там английский монах Гардинг (или Хардинг), возвращавшийся из паломничества в Сантьяго-де-Компостела. Очень скоро он стал третьим аббатом Сито. Британский джентльмен не только спас братьев от вполне реальной перспективы голодной смерти, но и создал основу для будущего расцвета ордена. Он изобрел институт «приемных братьев» или «обращенных» (конверсос), обеспечив тем самым массовый приток рабочих рук в цистерцианские обители. Хитроумный англичанин воспользовался тем, что в те времена в монастыри не принимали крестьян, хотя в их среде было немало желающих вступить на путь монашества. Хардинг же дал людям из низших сословий возможность становиться «приемными братьями» цистерцианцев. Такие «обращенные» жили в обители и во всем подчинялись ее распорядку, но полноправными монахами они не были. Зато они могли трудиться на фермах, находившихся на достаточном удалении от обители, что было запрещено настоящим братьям. Так возникла особая форма хозяйствования, отличавшая цистерцианские обители и ставшая основой их богатства.
При Гардинге монахи Сито пересмотрели свое отношение к дарам мирян, и начали их принимать. Устав Ордена еще одна заслуга Гардинга.
В 1113 г. братству Цистера несказанно повезло. В этот год в Сито пришел 23-летний Бернар из Фонтенэ (1090-1153), более известный как Бернар из Клерво или Клервоский. Всего через 21 год после своей смерти он стал Святым (1174 г.). Молодой искатель монашеского сана из благородной семьи появился в уединенной обители не один. Его сопровождал «небольшой» и, полагаю, «очень вооруженный» отряд из 30 человек, среди них четверо братьев и дядя. Гардинг, аббат Сито, оценив превосходящие силы гостей, поступил очень мудро. Он принял в общину всех. Однако очень скоро поручил амбициозному предводителю отправиться в Клерво и основать там еще одну цистерцианскую обитель. Бернар блестяще справился с заданием и в 1115 г. стал аббатом в собственном монастыре. Иного от человека прозванного впоследствии «медоточивым проповедником» (doctor melifluo) трудно было ожидать. Но Бернар, вне всякого сомнения, был человеком не только слова, но и действия. Иначе его блестящая карьера на церковном поприще попросту бы не состоялась.
Вскоре бургундец добился того, что устав ордена Цистера был одобрен Римом. Теперь новое монашеское братство получило официальный статус. И в дальнейшем аббат из Клерво занимался не только делами своей обители. Среди прочего отец цистерцианцев написал устав военно-религиозного Ордена тамплиеров, и приложил свою святую руку к появлению в 1128 г. соответствующей папской буллы. Двумя годами позже, в 1130 г., в Риме объявилось целых два понтифика – папа и антипапа. Бургундец поддержал менее популярного Иннокентия II, и надо отметить – Бог встал на его сторону. Соперника очень вовремя забрали на небо! К 1137 г. аббат из Клерво превратился в одну из самых известных и влиятельных фигур в христианском мире. Возможно, 1145 г. стал годом триумфа Бернара-человека. Тогда на папский престол под именем Евгения III взошел монах цистерцианец из Клерво. А после смерти, цепь из 350 обителей Ордена, основанных в разных уголках Европы при жизни Бернара Клервоского, помогла ему подняться на Небо.

При жизни аббата из Клерво число монастырей Цистера множилось с фантастической скоростью – почти 10 обителей в год. Такие темпы кажутся нереальными, но у Святого Бернара был свой секрет – «типовой проект монастыря». Изменения допускались только в том, что касалось привязки зданий к местности.
При этом взгляды Бернара из Клерво на архитектуру отличались строгостью и практичностью. Потому в подлинно цистерцианском монастыре почти нет внешних украшений и пышных декоративных элементов, а его общее решение жёстко подчинено функции. «В доме Божьем ничто не должно напоминать о гордыне и излишестве или как-либо ущемлять бедность, с которой монахи обручились, чтобы сохранить добродетель»,- писал Святой Бернар. Однако, при всей кажущейся простоте формы, цистерцианские постройки, в первую очередь монастырские церкви, удивительно пропорциональны и элегантны. Они полны божественного света, игра которого на внешних и внутренних объемах становится главным украшением храма. Ле Кюрбюзье, высоко ценивший наследие белых монахов, однажды заметил, что «в архитектуре Цистера свет превращен в особый строительный материал». Между тем уникальный цистерцианский стиль, возникший в рамках позднероманской традиции, просуществовал недолго. Вскоре «средневековый конструктивизм» был забыт и позднейшие постройки (XIV – ХVIII вв.), возведенные в монастырях ордена, полностью вписываются в стили характерные для своего времени.
монастырь ВеруэлаИсключительность обителей ордена Цистера кроется не столько в их самобытной архитектуре, сколько в том, как гармонично она сливается с природным окружением. Святой Бернар, вслед за Святым Бенедиктом, считал, что истинное служение богу возможно только в полном уединении, вдали от суетных городов. А потому новые обители ордена основывались только на достаточном удалении от человеческого жилья, но обязательно там, где было достаточно воды и земли пригодной для обработки. Особое значение Бернар придавал наличию леса возле монастыря. В своих письмах он неоднократно подчеркивал, что «среди деревьев можно почерпнуть гораздо больше знаний, чем в книгах». Столь строгим требованиям: вода, земля, лес – отвечали лишь труднодоступные неосвоенные территории, укрытые в горных и речных долинах. Многие из них по-прежнему сохраняют свой первозданный облик. А потому даже руины цистерцианских монастырей обладают совершенно особой аурой. Как раз в таких волшебных местах расположены три вершины цистерцианского треугольника Арагона. © 2011. 2hispania.ru

ВЕРУЭЛА >> ПЬЕДРА >> РУЭДА и их окрестности

Читайте также:

комментариев 5

  1. admin:

    Без одобрения редактора – никак!

  2. Эвелина музыкант:

    Простите а как добавить свою публикацию на блог ? (без регистрации)

  3. Duffpieme:

    Отличный пример стоящего материала

  4. Оst:

    Так зачитался, что чуть не пропустил спорт 😀

  5. I’m quite pleased with the informatoin in this one. TY!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Покажите, что Вы человек: *