Португальский «Нострадамус»

Памятник Бандарре в ТранкозуВопрос: «Что день грядущий нам готовит?» – терзает человечество с достопамятного дня изгнания из Рая. Желание найти «кошку в черной комнате» породило несметное количество чтецов будущего: Оракулов, Пифий, Сивилл, провидцев, гадалок, астрологов… Туманные фразы, произнесенные некоторыми из них сотни лет назад, до сих пор используются для манипуляций общественным сознанием. Ловкие интерпретаторы особенно любят катрены француза Нострадамуса. Недаром он возведен на трон Короля Пророчеств. Сапожнику, поэту и толкователю Ветхого Завета из Транкозу повезло меньше. Его талант «ясновидения» признан только в Португалии, но зато у себя на Родине Гонсало Анеш (Gonçalo Anes) по прозвищу Бандарра (Bandarra), по праву, стоит рядом с Нострадамусом.
Кем же был этот скромный ремесленник из древнего городка Транкозу, и почему он был объявлен великим предсказателем будущего Португалии?
Жизнь Бандарры – тайна за семью печатями. Нет даже точных дат рождения и смерти, известно лишь, что он жил в первой половине XVI в. Предположительно Гонсало Анеш или Эанеш родился в семье марранов (новообращенных иудеев) в небольшом городке Транкозу, возле самой границы с Испанией, и слыл настоящим знатоком Ветхого завета. В 1538 году стихи Бандарры, в которых скромный ремесленник по-своему истолковал библейские тексты, разошлись по всей Португалии. Вскоре поэтический сборник попал в руки Святой Инквизиции. Случилось то, что и должно было случиться. Автора немедленно арестовали и препроводили в Лиссабон. Считается, что процесс Бандарры продолжался 3 года, а в 1541 г. состоялся суд. Гонсалу Анеша приговорили к покаянию на аутодафе и отпустили с миром. Однако ему запретили толковать тексты Священного писания и вести беседы на любые, связанные с Библией темы. Бандарра вернулся в Транкозу, где прожил еще некоторое время на иждивении двоих дочерей. По одним источникам португальский «Нострадамус» скончался в 1545 г., а по другим в 1556. Больше о жизни сапожника из Транкозу неизвестно ничего. Захоронение в местной церкви Сао Педро – единственное свидетельство реального существования человека, носившего прозвище Бандарра. Хотя и с этим не все однозначно. В XVIII в. инквизиция распорядилась стереть с надгробной плиты имя поэта-сапожника.
Гравюра с изображением Себастьяна последнего короля из династии АвишВ 1603 г. в Париже вышла книга с пророческими стихами Бандарры, отпечатанная на средства племянника 4-го вице-короля Индии Жоао де Каштру. Он был непримиримым врагом короля Испании, который в 1580 г. присоединил Португалию к своим владениям. Каштру, воспитанный иезуитами, разглядел в строках Анеша тайное оружие, способное породить в народе серьезные сомнения в легитимности власти испанской династии. В стихах Бандарры неоднократно появляется «спящий» или «тайный» король, который должен дать свободу Португалии и создать «Пятую империю». Это «пророчество» совпадало с ожиданиями мистического движения «себастьянистов». Его сторонники были убеждены в том, что Себастьян, последний король из династии Авиш, не погиб в битве при Алкасер-Кибире (1478), а укрылся в безопасном месте и скоро объявится, чтобы спасти страну от иноземного правления. Слепую веру подогревал факт исчезновения тела Себастьяна с поля брани. Вот почему стихотворные «предсказания» Бандарры о «потерянном» короле-освободителе получили столь широкое распространение!
Когда, в 1640 г., испанцы были изгнаны, португальским королем стал Жоао IV, родоначальник династии Браганса. Строчка из стихов Бандарры о приходе освободителя «в 40-х годах» была незамедлительно объявлена пророческой. Для пущей убедительности портрет «провидца» во время коронационных торжеств находился в Соборе Лиссабона.
Кажется, на этом можно было бы и успокоиться. Но нет, размышления поэта из Транкозу о судьбах Португалии продолжали беспокоить людей. Упомянутая Бандаррой гипотетическая «Пятая империя» произвела на иезуита Антонио Виейра (1608-1697) столь сильное впечатление, что прямиком привела его в подвалы инквизиции. Процесс тянулся 4 года, с 1663 по 1667 гг. Отец Виейра мог навечно сгинуть в каменном мешке, если бы не его высокие покровители. При их поддержке миссионер отправился в Рим и жил там долгих 6 лет, пока папа Климент Х не положил конец его несчастьям. В 1675 г. понтифик постановил изъять дело Виейры из-под юрисдикции португальской инквизиции, после чего отец Антонио смог, наконец, вернуться к деятельности миссионера и проповедника в Бразилии.
Много позже, уже в ХХ в., знаменитый португальский писатель Фернандо Пессоа заметил: «Будущее Португалии, которое не предугадываю, но знаю – уже записано, и те, кто умеет читать найдут ответ в словах Бандарры». Возможно, он имел в виду следующие строфы:

«Я сапожник, но благороден как сеньор
Хоть доход мой не велик
И ты, печальная Португалия
Чем богаче ты, тем беднее».

Памятник Бандарре перед зданием городского совета ТранкозуСобственное же будущее предсказатель из Транкозу увидел таким:

«В двух местах меня найдут,
По несчастью и по счастью:
Кости в могиле,
Душу на бумаге».

Особо удивляться тому, что это предсказание сбылось, не стоит. К несчастью  «все там будем». Правда, Бандарра забыл упомянуть третье место – небольшую площадь перед зданием муниципального совета Транкозу, где в 2000 г. установили памятник сапожнику. Простим прорицателю эту маленькую неточность, может быть португальский «Нострадамус» берег силы, и не стал заглядывать так далеко в будущее.
История знаменитого предсказателя, не единственная тайна, которую могут поведать узкие извилистые улочки Транкозу (Trancoso) – старинного города, одного из 12 «исторических селений Португалии».
Герб королевского дома Португалии Мы паркуемся рядом с местным туристическим офисом и по мощеной крупным булыжником улице подходим к Королевским Воротам (Portas d’El Rei). Две строгие башни внимательно оглядывают путников приближающихся к темному проему аркады. Над ней полустёртый герб – знак того, что когда-то город принадлежал португальской короне. Проход под темным сводом как прыжок в неизвестность, туда, где прошлое живет в неразрывной связи с настоящим. Витрины магазинов, вывески и электрические провода не в состоянии скрыть следы рыцарей Храма и тайных иудеев, живших под домокловым мечом инквизиции.
Иудеи-сефарды испокон веку на вполне законных основаниях селились по всему Пиренейскому полуострову. Во многих городах были особые кварталы: худерии (исп.) или жудоарии (порт.). Существовал такой район и в Транкозу. Однако в конце XV в. приверженцев иудаизма изгнали сначала из Испании, а потом и из Португалии.
Карта маршрута "Иудейское наследство в Транкозу"В 1497 г. король Мануэл, чтобы жениться на кастильской принцессе, вынужденно издал указ о массовой высылке евреев из страны. В то же время, он всячески препятствовал очередному исходу богоизбранного народа и принуждал иудеев массово креститься. Подавляющее большинство вынужденно проявило покорность, но истинными христианами так и не стало. В домашнем кругу новообращенные продолжали общаться с богом своих предков. Там, где таких семей было особенно много, возникали подпольные иудейские кружки. Своя тайная община была и в Транкозу. Ее следы легко обнаруживаются на внешних стенах каменных домов в исторической части города. Там насчитали более 130 символов: изображения менор (семисвечников), букв иудейского алфавита и очень много крестов, помещенных возле дверей. Это знак того, что в доме живут «новые христиане». Демонстрация своей приверженности новым религиозным ценностям? Ничего подобного! Крест, заключен в треугольник, и беззвучно говорит посвященным: «Здесь обитают тайные иудеи».
В скором времени в Транкозу откроется Центр иудейских исследований Исаак Кардозу (Centro de Interpretação Judaico Isaac Cardoso), а пока можно пройти по специально созданному маршруту «Еврейское наследство Транкозу». Наиболее интересные объекты на этом пути: дом с барельефом, где изображен Лев Иуды (Leáo de Judá) – предположительно принадлежал раввину; дом Черного кота (Casa do Gato Preto), в котором, возможно, находилась подпольная синагога; колодец Посу ду Мештре (Poço do Mestre), названный в честь духовного учителя – раввина. В истории с колодцем возможна и другая версия. Замок Транкозу, достаточно долго принадлежал тамплиерам, а одно из значений слова «Мештре» – магистр (Ордена).
Паутина улиц исторического центра непременно выведет прямо к стенам Замка Транкозу. Его немая замшелая громада нависает над маленькими домиками, крытыми красной черепицей. На склоне горы, прямо под стеной сушится белье. Вполне мирная и идиллическая сцена. Но так было не всегда. Источенные ветрами веков камни помнят совсем другие времена и картины: ожесточенные сражения между маврами и христианами и не менее кровопролитные схватки с кастильцами. Последними вооруженными «посетителями» Транкозу были солдаты Наполеона.
Первые документальные свидетельства о существовании замка в Транкозу относятся к Х в., но есть веские основания полагать, что история укрепления насчитывает не менее 2000 лет. Земли вокруг Транкозу и замок стали одним из первых завоеваний основателя Португалии – Афонсу Энрикеша. Однако вплоть до 1155 г. мавры неоднократно пытались вернуть крепость. Возможно, в те годы и произошла история, запечатленная над воротами Порта де Карвалью (Porta do Carvalho). Там изображен всадник, пытающийся перемахнуть через крепостную стену. Говорят, что барельеф выполнен по мотивам легенды о безрассудном подвиге Жоао Тисау да Фонсека (João Tição da Fonseca). Однажды, темной ночью он в одиночку ворвался в лагерь мавров, осаждавших замок, и сумел захватить вражеский флаг. Однако удача отвернулась от смельчака. Крепостные ворота не открылись перед Жоао, и мавры настигли юношу. История сохранила его последний боевой клич: «Прыгай конь! Умирай человек, живи слава!»
Замок ТранкозуНеобычная трапециевидная форма донжона (главной башни) замка Транкозу и проем в форме замочной скважины – свидетельство древности и мавританского происхождения крепости. С Х по XIII в. замок неоднократно перестраивался и укреплялся. В итоге получилась мощная крепость, окруженная зубчатой стеной с пятью башнями. В 1921 г. замок был объявлен памятником национального значения (Monumento Nacional) и взят под государственную охрану. В ближайшем будущем на донжоне появиться смотровая площадка, оборудованная подзорной трубой, направленной в сторону плоскогорья Сао Маркуш (São Marcos). Там, 29 мая 1385 г. состоялась знаменитая битва Святого Марка (Сао Маркуш), в которой сошлись 300 португальцев и 1000 кастильцев. Легенда утверждает, что Святой Марк принял сторону слабейшего. Он спустился с небес, сел на коня, обнажил меч и бесстрашно бросился в самую гущу сражения. Небесная поддержка обеспечила португальцам победу. Когда кастильцы отступили, сердобольные местные жители стали бросать в сторону испанцев круглые хлебные булочки и апельсины. В память об этом сражении 29 мая объявлено муниципальным праздником, одна из традиций которого – бесплатная раздача детям булочек и апельсинов.
Город Транкозу в районе Бейра Алта (Beira Alta) остался в анналах истории не только как место бесконечных сражений. В 1282 г. здесь состоялось торжественное бракосочетание короля Португалии Диниша с Исабель Арагонской. Впоследствии она стала известна как королева Святая Изабель (rainha Santa Isabel).
Транкозу. Улица еврейского кварталаК полудню в воздухе разливается приятный аромат жареного мяса, который пробуждает аппетит. Близится час обеда. Прощаемся с замком и вновь ныряем в узкие ущелья улиц старого города. Вдоль стен домов стоят горшки с самыми разными растениями. В пору их цветения темный гранит уже не кажется таким серым и хмурым. С каждой минутой растет желание побаловать себя любимого местными деликатесами. А в ресторане Ареа Бента (Área Benta) уже ждут гостей всякие вкусности: португальский суп (cozido à portuguesa), жареная говядина, маринованная в красном вине, молочный крем (leite-creme), сладкий рис (arroz doce) и мягкий творожок с джемом из тыквы (requeijão com doce de abóbora). То ли дело в длительной прогулке, то ли в мастерстве местных поваров, но обильное угощение как-то незаметно исчезает с тарелок. Еще остается местечко для самого оригинального десерта Транкозу – сладкой сардины (sardinha doce). Настоящую рыбку она напоминает только формой и рождается не в море, а в печи. Впервые сладкую сардину поймали много лет назад на кухне монастыря Санта Клара (Convento de Santa Clara).
На прощание можно заглянуть в расположенный за городской стеной Муниципальный Сад Транкозу (Jardim Municipal de Trancoso) и поприветствовать растущую здесь секвойю. Американский исполин еще не достиг своих предельных размеров (85 м в высоту и 5-6 метров в диаметре), но уже впечатляет мощью ствола и кроны. Прогулка по зеленому оазису, разбитому в конце XIX в. для защиты Транкозу от постоянно дующих на плоскогорье ветров, помогает освежить восприятие и настроиться на завоевание соседних крепостей. Ближайшие: Селорику да Бейра, Пенедону, Мариалва, Линьяреш, Каштелу Мельор и замок Гуарда (Часовой) в одноименной столице округа.

© 2011. 2hispania.ru

В статье использованы материалы португальской Википедии

Читайте также:

комментария 2

  1. Rumata:

    На удивление хорошо написано и информативно. Спасибо 🙂

  2. Wow! That’s a rellay neat answer!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Покажите, что Вы человек: *