Неделя страданий и радости

Страстная седмица в православном календаре или Святая Неделя (Семана Санта/La Semana Santa) у католиков в Испании – по сути одно и тоже. Это Пасха – главный праздник всех христиан, который возник еще в апостольские времена, до разделения церкви на различные религиозные конфессии. Ежегодно, в марте или апреле (первое полнолуние после дня весеннего равноденствия), верующие заново переживают и осмысливают библейскую историю о последних днях земного существования Иисуса из Назарета, принесенной им искупительной жертве и вознесении Спасителя на Небо.
Идея «Вечной жизни» нашла свой особый уголок в испанской душе, и даже в наши дни, когда верующих стало гораздо меньше, традиция пышно отмечать праздник Пасхи не угасла. Кое-где «Страсти» продолжаются больше недели. Они начинаются в четверг, предшествующий Вербному Воскресенью и оканчиваются в понедельник, уже после Воскресения Христова. Вовлечённость участников в происходящее и размах торжеств таковы, что в относительно коротком перечне «Праздников Международного Туристического значения Испании» словосочетание «Семана Санта» встречается как минимум 15 раз. В аналогичном списке, но пониже рангом (праздники национального значения) – уже более 40 раз.
Жители каждого города, обязательно вносят в процессии Страстной Недели чуточку собственного «Я». А в результате, пройдя путь из Вальядолида в Малагу, Пасос (носилки со статуями святых или библейскими сценами) превращаются в Тронос, богато украшенные резьбой и золотом. Но из всего многообразия религиозных шествий и прочих пасхальных ритуалов Испании, своим размахом, фантазией постановщиков и великолепием декораций выделяется Библейская процессия в городе Лорка (Мурсия). Представление названо так потому, что в него включены сцены из обеих частей главной книги христиан (Новый и Ветхий Завет). Это грандиозное действо в 4 частях можно смело поставить в один ряд с блобкабстерами на исторические темы, которые периодически снимают в Голливуде.
Другая часть ритуалов Страстной недели, которые можно увидеть в Лорке, вполне традиционна. В первую очередь это религиозные шествия, которые появились относительно недавно – 500 лет назад, когда король Карл II, «по многочисленным просьбам отцов церкви», запретил проводить в храмах обряды напрямую не связанные со службой. После монаршего указа представления на тему Страстей Христовых стали проводиться на улицах. Их организуют «процессиональные кофрадии» – братства верующих, которые объединяются для того, чтобы восславить одно из воплощений Христа или Богоматери. Многие статуи или целые скульптурные композиции на тему Страстей, которые в наши дни «гуляют» на плечах «братьев» были сделаны лучшими мастерами XVI-XVII вв. В том числе старейшая в Испании скульптурная композиция «Тайная вечеря», созданная в 1700 г. итальянским мастером Николо Сальсильо. Всего в ней 13 фигур, 9 из которых подлинные, а остальные были заменены во время реставрации.
Неподготовленного зрителя больше всего поражает почетный эскорт из насаренос (nazarenos) или кающихся. Именно они скрываются под остроконечными колпаками с прорезями для глаз и длинными плащами. Некоторые в своем религиозном рвении доходят до того, что не надевают ботинок и идут босиком. Вид у процессии, медленно движущейся по узким улочкам исторического квартала, вполне средневековый, если не обращать внимания на современные фонари городского освещения. Не исключено, что именно так выглядело настоящее аутодафе или акт веры.
В испанских городах обычно больше одной кофрадии, а поскольку их члены тоже люди, то ничто человеческое им ни чуждо. Соперничество между братствами иногда доходит до крайностей. Буквально на днях произошло столкновение между членами двух кофрадий в Малаге, которое закончилось довольно серьезными травмами.
Главная изюминка Страстной Недели в Лорке – Библейская процессия, тоже результат давнего соперничества двух самых популярных кофрадий города: Пасо Бланко (белые) и Пасо Асуль (синие). Они были основаны в XV и XVI веках при монастырях двух орденов, которые издавна ведут между собой горячие споры на религиозные темы. Белые – доминиканцы, а синие – францисканцы. Благоприятная почва для того, чтобы противостояние поклонников Белых и Синих во время Страстной Недели достигало такого же накала, как у футбольных фанатов на матче между «Реалом» и «Барсой» в испанской премьере. Да и подбадривают они своих столь же громкими криками. Неудивительно, что сторонники обеих кофрадий, наблюдают за шествием с противоположных трибун.
Библейские процессии появилась в программе Страстной Недели в Лорке более 150 лет назад. Все началось в 1855 г., когда Синие надели бархатные туники, расшитые золотом. Их костюмы стали самым запоминающимся событием праздника. Белые не преминули ответить, но, поскольку устав доминиканцев запрещал облачаться в богатые одежды, пришлось искать другое решение. Поэтому в 1856 г. они показали сцену «Вход Иисуса в Иерусалим». В первом «спектакле» было занято 30 актеров. В следующем году уже Синие постарались переплюнуть Белых и продемонстрировать свои артистические таланты. Они ставят «путь Христа на Голгофу». Но то было только начало. Борьба за первенство привела к появлению грандиозной мифологической процессии, а Страстная Неделя в Лорке удостоилась почетного наименования праздника Международного Туристического значения (2007). Вот такая вполне обычная история, лишний раз подтверждающая правильность утверждения: «Конкуренция – движитель прогресса».
Даже видавшие виды испанцы приходят в неописуемый восторг, когда видят на улицах Лорки грандиозную живую иллюстрацию к мифам и легендам Древнего Мира. Яркое и красочное представление превращает строгий религиозный праздник покаяния в языческий карнавал. Группы конников, сопровождающие выезд главных героев, демонстрируют настоящие цирковые трюки. Одежды Дев, покровительниц кофрадий, накидки участников шествия, штандарты – настоящие произведения искусства, вышитые вручную шелковыми, золотыми и серебряными нитями.
Прологом к главному зрелищу, которое занимает большую часть Великого Четверга и Пятницы, служат две процессии поменьше. В Скорбную Пятницу (Viernes de Dolores) Синие выносят из церкви Сан Франсиско статую Девы Скорбящей (la Santísima Virgen de los Dolores), которой они поклоняются. Носилки с Девой сопровождают 12 насаренос, а за ними, верхом на лошадях, едут 4 Евангелиста и Михаил Архангел, свидетели Искупительной жертвы. Вечером в Вербное Воскресенье (Domingo de Ramos) на «поле» выходят обе «команды». Белые отмечают торжественный вход Христа в Иерусалим. Сотни людей, одетых в праздничные туники, радостными выкриками приветствуют Спасителя и бросают к его ногам пальмовые и оливковые ветви. Затем проносят скульптуру Святого Иоанна Евангелиста. Синие в этот день вспоминают ветхозаветные времена. Тема их инсценировки – история пребывания евреев в «земле Египетской» и спасения Моисея из Нила.
В Великий Четверг в составе процессии появляются всадники, биги и квадриги и огромные декорации на колесах. В них «обитают» владыки Египта, Вавилона и Рима, чьи армии неоднократно покоряли Иудею и обращали евреев в рабов (см. Ветхий Завет).
Апофеоз наступает в Великую Пятницу. На центральном проспекте Лорки (Avenida de Juan Carlos I) проходит грандиозное шоу Синих в двух частях. Первое отделение называется «Триумф Христианства» (Triunfo del Cristianismo), второе – «Триумф Искупления» (El Triunfo de la Redención). Сюжет представления основан на историях из «Ветхового Завета», а среди его героев: Иосиф, Птолемей, Моисей, Клеопатра, Юлий Цезарь и Нерон. После проезда квадриг династии Флавиев, римская кавалерия и Тиберий объявляют о Триумфе Христианства. Его символизирует повозка, увенчанная скорбной черной фигурой Падшего Ангела в оковах.
Шествие Белых, именуемое «Кортеж Спасения» (Cortejo de la Salvación) – завершает Библейскую процессию и отражает непростой путь человечества к «спасению», а проще говоря – превращению христианства в государственную религию. Первыми идут римляне: император Октавий, Теодосий I Великий, Константин, Лициний, Святая Елена в окружении почетного эскорта и группа жестокого преследователя христиан – Диоклетиана. Потом появляются персонажи Ветхого Завета: царь Навухадоносор, Эсфирь (она же Эстер), группа колен Израелевых, в которой присутствуют цари Давид и Соломон, царица Савская. Очень впечатляют 4-е всадника Апокалипсиса. Завершают процессию носилки с Девой Горечи (la Santísima Virgen de la Amargura), одетой по случаю праздника в великолепные одежды ручной вышивки. Они появились в 1928 г. и были сделаны в особой технике, которая то время не имела аналогов.
Это не единственный шедевр вышивальщиц из Лорки. Результаты их кропотливого труда, требующего терпения, тишины и тайны, украшают штандарты, флаги, плащи большинства участников процессии. Мало того. Некоторые аллегорические платформы-декорации задрапированы огромными полотнами с вышитыми на них библейскими сценами.
Зрители со священным трепетом наблюдают за происходящим с трибун и балконов, расцвеченных синими и белыми полотнищами. На время представления по обеим сторонам проспекта Хуана Карлоса I устанавливают ограждение общей длиной 600 м.; монтируют дополнительное освещение, а на асфальт кладут дерн. Доступ на трибуны (примерно 10500 мест) в два основных дня – по билетам. Цена примерно 50 евро. Популярность Страстной Недели в Лорке такова, что в это время все гостиницы города переполнены, а на каждого местного жителя приходится 4 приезжих.

© 2011. 2hispania.ru

ВИДЕО 2 лика Страстной недели в Лорке (Мурсия)

Другие города Испании, где стоит побывать во время католической Пасхи

• Страстная неделя в Картахене (Регион Мурсия).
• Страстная неделя в Мурсии (Регион Мурсия).
• Страстная неделя в Куэнке (Кастилия-Ла Манча).
• Страстная неделя в Эльине (Кастилия-Ла Манча, провинция Албасете).
• Страстная неделя в Леоне (Кастилия и Леон).
• Страстная неделя в Вальядолиде (Кастилия и Леон).
• Страстная неделя в Саморе (Кастилия и Леон).
• Страстная неделя в Саламанке (Кастилия и Леон).
• Страстная неделя в Медина де Риосеко (Кастилия и Леон, провинция Вальядолид).
• Страстная неделя в Ориуэле (Комунидад Валенсиана, провинция Аликанте).
• Страстная неделя в Севилье (Андалусия).
• Страстная неделя в Гранаде (Андалусия).
• Страстная неделя в Малаге (Андалусия).
• Страстная неделя в Касересе (Эстремадура).

В статье использованы материалы испанской Википедии и прессы.

Вам может также понравиться...

комментариев 5

  1. Fedor:

    Елки-палки, уникальная заметка

  2. admin:

    Спасибо!

    Что касается репостинга, то не возражаю. Если не исказите текст и поставите активную ссылку на первоисточник – буду благодарен:-)

  3. Ekaterina:

    Неплохой блог !
    Вы разрешите разместить некоторые ваши статьи на моём блоге с указанием ссылки источника?

  4. Иван Музыка:

    Любопытное чтиво

  5. Миха:

    удивили и порадовали Никогда не поверил бы, что даже такое бывает

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Покажите, что Вы человек: *